Кто он такой, настоящий учитель, и что ему мешает быть идеальным?

2019-04-08
Автор: Андрей Пучков
Кто он такой, настоящий учитель, и что ему мешает быть идеальным?
Кто он такой, настоящий учитель, и что ему мешает быть идеальным?

В современной России сложилась прямо скажем парадоксальная ситуация: система образования в настоящем упадке, статус педагога низок, как никогда, но многие работники образования продолжают воплощать собой настоящий образец учителя, преподавателя. В этой статье я приведу свое личное мнение об этом образе, который сложился у меня давно, еще в пору работы в системе образования.

Кто он такой, настоящий учитель, и что ему мешает быть идеальным?

Важно понимать, что личность учителя — это конгломерат личных и профессиональных качеств, представленных в единой взаимосвязи. Собственно, их переплетение и может нам помочь воспринять образ идеального работника образования. А в конце статьи я постараюсь ответить на вопрос: что мешает, чтобы у нас в России было больше таких учителей?

Личные качества

В моем представлении, учитель должен быть добрым и справедливым. Что это означает? Прежде всего это означает, что он должен любить детей, учащихся, и помогать им в образовательном процессе. Вместе с тем, он обязан быть справедливым, у него не должно быть любимчиков.

Помню, как 11 лет назад пришел работать в школу. И очень способному ученику, по всей видимости отличнику, поставил двойку за самостоятельную работу. А при оглашении оценок все ребята в классе недоумевали: как так, этому, условно говоря, Пете Иванову поставили двойку! Да не может такого быть!

Но лично мне всегда важно было только одно: прилагает ученик усилия, чтобы запомнить интересно поданный и нужный материал или нет. И каков результат этих усилий? И при этом не важно, чей он там сынок, и какая у него репутация в классе или в школе.

Также учитель должен любить свой предмет. Учитель должен быть лишен гордыни: мол, кроме меня, историю на отлично никто не знает! Поэтому всем будем занижать оценки! Такая позиция мешает по достоинству оценить усилия ученика, ведь часто бывает так, что он превзошел своего учителя в чем-то. Признать это  — это действительно надо уметь!

Если вам есть что добавить в личные качества, пишите в комментариях!

Профессиональные качества

Учитель должен, с моей точки зрения, в совершенстве владеть своим предметом. И самое главное — интересно его подавать. Без пробуждения интереса у учеников, ни о каком образовании говорить не приходится. 

Ученик должен понять, что несмотря на обилие информации в Интернете, именно учитель поможет ему разобраться в этом огромном массиве информации! 

Учитель должен понимать и принимать современные технические средства, и использовать их в педагогическом плане. Я бы, если честно, провел бы занятие на тему, как правильно списывать. Потому что правильно списать — надо тоже уметь! Правильно, не в смысле, чтобы не заметили, а в смысле, чтобы попасть в точку и получить пятерку. А вообще, настоящий опытный педагог легко определит любую попытку списать.

Кадр из сериала "Во все тяжкие"

Кадр из сериала «Во все тяжкие»

Учитель должен стремиться к объективности. Он должен постоянно работать над совершенствованием своих навыков. У него должна быть возможность свободного поиска.

Что мешает современному учителю быть идеальным

Я считаю, что если создать условия для учителей и преподавателей, то большинство будет стремиться к тому, чтобы стать идеальным.

Но что мешает? На мой взгляд, настоящему профессионалу ничто не помешает быть идеальным. Ведь для него ценности своей профессии важнее чего угодно. 

Но все дело в том, что в современных российских реалиях такие люди уходят в другие сферы. Почему это происходит?

Нет возможностей для самореализации

Современная система образования в России такова, что возможностей для самореализации в ней нет. К примеру, если ты создашь электронный учебник и будешь претендовать на какую-то премию (которая, кстати, совсем уж мизерная), или прибавку к зарплате, то тебя просто проигнорируют. Более того, твой интеллектуальный продукт объявят собственностью вуза, в котором работаешь, так что ты не сможешь реализовать его на стороне.

Возможности самореализации также исчезли благодаря тупой системе подсчета часов. К примеру, в год есть норма в 1500 часов, из которых 800 грубо говоря аудиторных, а остальное: внеучебная и прочая работа. При этом за каждый час ты обязан отчитаться. Вся эта система приводит к тому, что главное отчитаться, а не реально провести!

Крайне низкая зарплата

Самое главное, что лишает возможности реализоваться: это крайне низкая заработная плата. В 2016 году в вузе, с ученой степенью кандидата наук, за 1540 часов в год, я зарабатывал 21 000 рублей в месяц. Это учитывая аванс, все надбавки и все прочее. Когда у меня родился сын, я просто шел в аптеку, закупал на 12 000 рублей ему все необходимое, отдавал 5 000 за коммуналку…, а остальные 30 — 40 тысяч зарабатывал вне вуза, репетиторской и иной деятельностью. 

В результате — ты работаешь круглые сутки, и думать о какой-то самореализации просто полный бред! А еще с тебя требуют каждый год по 2-3 ваковские статьи, публикация которых (скажем уж честно!) проходит за твой личный счет! В вузе позиция простая: тебе надо, ты и делай. А любые деньги вуза должны экономически окупаться и обосновываться. И это, конечно не только вина учебного заведения. Придет к вузовскому бухгалтеру проверяющая инспекция, и спросит: «Зачем вы выделили деньги на мероприятие, если оно не окупается?!» Но как, скажите на милость, может окупаться выездная экскурсия для студентов? 

И тут Вы, дорогой читатель, мне скажете: «Опять деньги!» Ну, да. Многое упирается в ценность труда учителя, преподавателя, которая выражается в заработной плате. А если она не просто мизерная, а нищенская, то говорить о каком-то развитии образования просто бред!

И что тут делать? Не знаю. В США, когда учителям что-то надо, они просто устраивают шествие и требуют изменения условий труда. А у нас все сидят и боятся. Да и многих увольняют, «оптимизируя». К примеру, надо повысить зарплату: сокращают, и благодаря сокращениям повышают заработную плату на мизер.

Отсутствие жесткой корпоративной культуры и этики

Ради справедливости стоит сказать, что и от поведения преподавателя многое зависит. К примеру, приходят к тебе студенты на первом курсе: ты их заинтересовываешь, учишь правильно устно отвечать, у них глаза разгораются от интереса, убеждаешь их участвовать в олимпиадах и все такое. А приходят они тебе на 4 курсе и говорят: «А давайте раньше закончим?!». Почему так? Потому что коллеги по цеху все разные: некоторые постоянно отпускают пораньше, переносят занятия, относятся попустительски к своим обязанностям, и в результате мы имеем вот такую ситуацию.

То есть я бы назвал еще одной причиной сложившегося положения вещей, кроме низкой зарплаты, отсутствие четкой корпоративной культуры в учебных заведениях. Каждая кафедра — это свой микромир, и они разные, ценности у преподавателей абсолютно разные. Единых требований к корпоративной культуре нет. И это тоже напрягает.

Большая поляризация в обществе

Сегодня в России просто огромная разница между богатыми и бедными. И скажем уж честно: большинство учителей и преподавателей точно нельзя отнести даже к среднему классу. А при отсутствии четкой корпоративной культуры в школах и вузах, у ученика возникает когнитивный диссонанс. На определенном этапе, он перестает уважать учителя, оценивая все в материальных категориях. Плюс, как правило, в школах нет механизма, благодаря которому можно было бы поставить такого ученика на место. В результате возникают такие ситуации, когда ученик кидает в учителя стулья, цветы, открыто его материт, и ему это сходит с рук.

И конечно, такое поведение, как правило не вина учителя. Большинство педагогов ведут себя корректно с детьми. Проблема в том, что семья уходит от функции воспитания. А школа лишена механизма для этого.

Как разрешить такую ситуацию? Лично я считаю, что к школе, колледжу, и вузу  надо прикреплять полицию. И если какой-то ученик матерится, надо его штрафовать. Или его родителей. При этом у всех педагогов должна быть четкая единая позиция по этому вопросу: по вопросу соблюдения в учебном заведении корпоративной культуры и этики. У учеников должно быть четкое понимание, что здесь такого поведения не потерпят!

Масса бы вопросов снялась, если бы была жесткая корпоративная культура, которая бы воплощалась в конкретных ценностях и ценностных ориентациях. И ее основы, разумеется, должны быть отражены в уставе учебного заведения.

Во многом отсутствие ценностей приводит к тому, что ученикам «ничего не надо». Что они ни к чему не стремятся.

Как считаете, насколько все это соответствует действительности? Жду ваших комментариев!

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Один отзыв на Кто он такой, настоящий учитель, и что ему мешает быть идеальным?”

  1. александра

    По сути все правильно. И ничего нового автор не открыл. Если бы только воплотить это в жизнь. А воплощать тем, кто в школе не работает, только пенки снимает.

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)