Образование СССР — произошло 30 декабря 1922 года в результате заключения союзного договора, подписанного I Всесоюзным съездом Советов.
Это ключевое событие всего XX века. Оно предопределило формирование сильного независимого пролетарского государства, крайне популярного во всем мире. Можно что угодно говорить об СССР, но преуменьшать степень влияния его образования и всех последующих событий — явное искажение истории. Рассмотрим этот процесс кратко и понятно в этой статье.
Предпосылки и причины
Традиционно рассматривают следующие предпосылки образования единого государства на территории бывшей Российской империи. Однако вы должны представлять, что в ходе Первой Мировой и Гражданской войн обрели свою независимость Эстония, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Белоруссия и Украина, Тува. В Средней Азии, которая, как вы должны знать, была присоединена в XIX веке к России, тоже образовались независимые государства: Хивинская и Бухарская народные демократические республики. Это самое важное.
Сложность также была и в том, что все народы прекрасно помнили национальную политику Российской империи, в которой были черты шовинизма и национализма в пользу предоставления русской народности больших прав, чем всем другим. Существовали черты оседлости и прочие ужасные вещи.
Однако были и общие предпосылки: вековые межэтнические и межкультурные связи между разными народами, наличие вековых хозяйственных, экономических связей, общую историю. Кроме того, эти территории имели общую инфраструктуру: почтовую службу, например. Не будете же вы товары, произведенные в России везти в Европу, где их никто не купит, поскольку дикая конкуренция. Продукцию можно отвезти в Среднюю Азию, или еще куда. То есть по сути мы имеем дело с неисчерпаемыми рынками сбыта. Думаю, не составит труда понять, сколь выгодным была бы совместная жизнь в одном государстве.
К тому же была и более серьезная причина, повлиявшая на то, что СССР образовался в 1922 году, а не позже. Ведь на апрель этого года была запланирована Генуэзская конференция по долгам царского правительства и другим послевоенным вопросам. Российское государство должно было предстать единым как внутри, так и снаружи. А проблем внутри хватало.
Ведь в годы Гражданской войны в самой РСФСР существовали независимые республики, автономные округа и прочие образования, которые могли попросту воспротивиться быть в одном государстве. И тогда бы советские государства предстали бы разрозненными, что придало бы им в Генуе статус кво по меньшей мере навсегда.
Ход событий
Именно поэтому уже в марте 1921 года, на X съезде РКП (б) был зачитан и обсужден доклад «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». Изначально партия большевиков выступала за федеративное социалистическое государство, в котором все народы сосуществуют на принципах равенства и самоопределения. Это был такой утопический союз всех наравне со всеми.
Но у этой идеи были практические изъяны: ведь если такой союз федераций предстанет не как единое государство, а как разрозненный конгломерат непонятно чего, то такое положение вещей зависнет надолго. Благо незадолго до конференции все республики подписали протокол о том, что их интересы будет представлять РСФСР. Но вопрос так и не был решен.
С июля 1922 года начался новый этап обсуждения формы будущего государства, когда Оргбюро ЦК партии стало обсуждать вопрос «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Сталин стал активно продвигать свой план автономизации, который стал называться сталинским.
Суть сталинского плана автономизации была проста: все республики входят в состав РСФСР, получают формальную автономию и подчиняются центру. Плюс был в том, что им все равно предоставляется свобода культуры, национального языка и право на выход (право на самоопределение).
Минус был в том, что в таком случае русский народ однозначно становился «старшим братом» других народов и народностей, что могло обострить национальный вопрос. Однако, по мысли большевиков, с течением времени в таком едином государстве все нации должны были бы стать единым социалистическим народом, что конечно же, было утопией.
В сентябре началась дискуссия, после того как Сталин направил письмо Ленину, с предложением своего плана, а также всех точек зрения на него. В результате Ленин отверг план автономизации после долгого обсуждения и консультаций с другими партработниками. Ленин был сторонником федерации, причем конкретной и реальной, с полной независимостью всех республик вплоть до права отделения от союза.
В результате в партии образовалось грубо говоря две фракции по этому вопросу:
- «мягкие» сторонники федерации поддерживали Сталина и его доводы.
- «жесткие» сторонники федерации поддерживали Ленина.
В итоге в октябре 1922 года была принята резолюция «О взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками». В ней говорилось, что государства входят в РСФСР по ленинскому варианту — на равных правах со всеми. Однако консультации продолжались до декабря 1922 года.
Слева направо: Орджоникидзе, Сталин и Микоян
Тут как раз возникло так называемое «Грузинское дело». Поводом к нему послужило объединение республик Закавказья в единую Закавказскую СФСР. Это вызвало протесты у местных партийных лидеров. Дело дошло до оскорблений и рукоприкладства между московскими (Григорий Орджоникидзе, Иосиф Сталин и пр.) и местными (Филипп Махарадзе и Поликарп Гургеновичем «Буду» Мдивани) партработниками. В результате ситуация была урегулирована. Но ЗСФСР так и осталась, и вошла в состав СССР.
Слева направо: Филипп Махарадзе, Поликарп Мдивани
В результате 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов подписал Декларацию и Договор об образовании СССР.
Последствия
Весь юмор заключается в том, что так и остался открытым вопрос: входят ли братские республики в состав РСФСР или они объединяются в него на равноправных началах. Дискуссия с обсуждением этого вопроса не раз поднималась в годы НЭПа.
В результате появление на карте мира нового государства СССР, можно говорить о некой общности народов. К примеру, приезжаете вы сегодня в Киргизию. На каком общем языке может, к примеру разговаривать Украинец и Киргиз? Конечно на русском. Поэтому как ни крути, но 70 лет существование Союза не прошел бесследно для его республик.
Появление СССР также привело к появлению национальной политики, которая была направлена на уничтожение национального неравенства. Но в итоге именно она стала причиной национальных конфликтов в 90-к и 2000-е годы.
Как бы там ни было, мы разобрали ключевые события простым и понятным языком. Если вы что-то не поняли, задавайте вопросы в комментариях к этой статье. Более пристальное изучение этой темы в формате статьи, к сожалению невозможно. Поэтому приглашаю вас на наши курсы подготовки к егэ по истории, в рамках которых мы обсуждаем такие вот серьезные события на практических вебинарах.
Образование в СССР было несомненно сильным и законодательно гарантированным. Великая страна придавала большое значение образованию и его качеству. Подготовка к экзаменам была основной частью учебного процесса, поскольку результаты экзаменов определяли дальнейшую учебную и профессиональную карьеру. История СССР, включающая в себя материалы об истории родной страны и пропаганду коммунистической идеологии, занимала важное место в учебных программам. Школьникам предлагались обширные курсы общественных наук и истории, которые формировали глубокое понимание исторического развития страны и ее роли в мировой арене. Многие воспитанники с радостью вспоминают свое образование в СССР, подчеркивая его академическую строгость и высокий уровень подготовки. Однако несмотря на это, критики отмечают навязчивую пропаганду и ограниченный доступ к альтернативным историческим и политическим точкам зрения. В целом, образование в СССР играло важную роль в формировании интеллектуального капитала страны и подготовке квалифицированных специалистов для разных отраслей экономики. История СССР, великая страна со своими достижениями и неизбежными противоречиями, остается важной частью нашей культурной и национальной идентичности
Статья о «Образовании СССР» очень интересна и актуальна для меня. Я глубоко уважаю и ценю историю великой страны, в которой я родилась, и образование СССР несомненно играло важную роль в формировании интеллектуального потенциала нашей нации. Вспоминая свою школьную пору, я вижу, что подготовка к экзаменам в те годы была уникальной и основывалась на глубоком понимании материала. Учебники, написанные выдающимися учеными и педагогами, предлагали интересные и содержательные задания, которые побуждали нас к самостоятельному исследованию и развитию активного мышления. Именно благодаря этому подходу, мы получали глубокие знания и формировали нашу интеллектуальную базу. Я благодарна своим учителям, которые вкладывали в нас знания и мудрость, передавали нам любовь к родной стране и ее истории. Образование СССР, несомненно, было одним из лучших в мире, которое подготовило многих талантливых ученых, художников и специалистов. Я с гордостью вспоминаю свою школьную учебу и благодарна за то, что имела возможность учиться в такой прекрасной и образованной стране, как СССР.