Конкуренция в экономике — это состязательность на рынке между производителями за лучшие условия спроса и предложения, вследствие наличия огромного числа соперников и независимых покупателей однородного вида продукции.
Всем бодрого времени суток, дорогие друзья! Сегодня поговорим о том, что такое конкуренция как в общем, так и в экономике. Разобраться с этим термином надо хотя бы потому, что это довольно распространенное понятие в тестах егэ по обществознанию. Без понимания этого понятия говорить о видах конкуренции вообще не имеет смысла.
Понятие
Вообще кратко, определение будет такое: конкуренция — это типичная форма взаимодействия между субъектами, при котором они пытаются добиться какого-то общего и ценного для них блага, или достижения цели, или соперничества за что-то для них ценное.
Под субъектами в этом определении могут пониматься как животные, так и люди. В биологии конкуренция — основа выживания и эволюции видов. Животные, микроорганизмы постоянно соперничают за место под Солнцем. Также поступают и люди. Более того, в прошлом для многих государств, например для Германии времен Отто фон Бисмарка борьба за место под Солнцем было национальной идеей, равно как и для Японии и для других стран с милитаристским режимом.
Более того, конкуренция — это еще и вид социального взаимодействия. Люди постоянно проявляют соперничество в борьбе за деньги, более высокую должность, или за какие-то ценности. Например, нищие в переходе борятся за то или иное место. В школьном классе постоянно идет соперничество за лидерство, то есть за социальный статус.
Так вот, все эти примеры не имеют никакого отношения к экономике. В экономике конкуренция — это состязательность в условиях рынка между производителями и продавцами за потребителя. Она появляется здесь в силу того, что производителей одного вида продукции может быть великое множество.
Самый распространенный пример: производство смартфонов. По сути между этими гаджетами не так уж и много отличий: у каждого устройства есть экран и набор стандартных функций. А вопросы дизайна и вкуса — это уже субъективизм. Собственно на нем и построена конкуренция: разные бренды соперничают за покупателя предлагая какой-то уникальный, например безрамочный дизайн и еще какие-нибудь плюшки сверху.
То же касается любого другого продукта.
Функции
Конкуренция выполняет на рынке достаточно много функций:
Во-первых, соперничество на рынке гарантирует рост качества продукции. Потому что у потребителя всегда есть выбор, какому производителю отдать должное предпочтение. Если к примеру у одного паренька или девушки взорвался айфон, то они сделают гневный пост в социальных сетях, присовокупив массу фотографий взорвавшегося гаджета. И другие покупатели сделают выбор в пользу другой марки — например самсунг.
Во-вторых, соперничество на рынке способствует снижению цен. По крайней мере во всем остальном мире так происходит: чем выше конкуренция, тем ниже ценники. У России, понятно, свой путь, у нас все дорожает. Снижение цен происходит за счет поиска инновационных технологий, большему внедрению научных открытий в производство, поиску дешевых комплектующих, роботизации производства, вследствие чего снижаются расходы заработной плате.
В-третьих, борьба за потребителя способствует развитию науки. В погоне за теми самыми плюшками транснациональные корпорации вкладывают деньги в науку. На рынке смартфонов следующим трендом, вероятно будет появление по-настоящему беспроводной зарядки.
В-четвертых, конкуренция делает невозможным захват рынка каким-то монополистом. Во всех развитых странах существует четкое антимонопольное законодательство прямого действия. Как только какая-то корпорация хочет себе что-то «замонополизировать», на нее налагаются штрафы, что сдерживают монополистический «империализм» такой компании.
Кстати, рекомендую еще прочесть статью про совершенную конкуренцию. А на сегодня все, ставьте лайки под этой статьей, делитесь ею в социальных сетях! Задавайте вопросы в комментариях!
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии