Всем привет! На связи Андрей Пучков и в этом посте я бы хотел приоткрыть завесу над такой темой как подготовка к егэ по истории — на современном этапе, уровне, если хотите. Здесь я объясню, на каких принципах она должна строиться, что конкретно важно знать и уметь, чтобы сдать единый госэкзамен по истории на максимальные баллы.
Особенности современных учащихся
Эти особенности кроются в особенностях современных ребят. Еще 15 лет назад все было не так, как сегодня.
Во-первых, возросла роль телекоммуникационных услуг: Интернета. При этом в школе ребят не учат грамотно находить и отсеивать информацию. Кстати, пройдя даже вуз, многие тоже не научились работать с информацией. Между тем, Интернет создает иллюзию, что там можно найти что угодно. И это действительно так. Однако когда ребенок видит, какой объем материала ему предстоит выучить, и не имея навыка системной организаиции своей деятельности возникает несколько возможных сценариев:
- Первый сценарий: возникает отторжение, ребенок меняет дисциплины для сдачи, и в итоге нигде не успевает.
- Второй сценарий: он читает пособия и решает какие-то тесты, в результате 95 % таких самоучек пишут реальный ЕГЭ на 30 баллов из ста.
- Третий сценарий: ребенок заинтересовывается материалом, много читает, в результате у него формируются фрагментарные знания, благодаря которым он хоть и пишет олимпиады на высокие баллы, но реальный ЕГЭ по истории сдать только на тройку — баллов на 50 — 60.
Это наиболее массовые варианты. Однако исключения есть всегда и везде. Как правило к ним относятся те ребята, которые имеют очень хорошую память, стройное привитое логическое и системное мышление, что позволяет им в школе легко иметь оценку отлично и немного потрудившись — они выполнят тест выше 95 баллов. Такие ребята потом также скучают в вузе, как в школе, потому что вся образовательная система направлена именно на средний контингент студентов.
Вторая особенность — современная визуальная культура — сформировала преимущественно аудио-визуальный тип восприятия информации. Ребята давно и массово практически ничего не читают и подавляющее большинство не умеет работать с книгами, текстами и картами. Навыками работы с текстом ребята тоже в массе своей не отличаются. Любой текст, длиннее пяти-шести абзацев вызывает флегматизм.
Третья особенность — непонимание и неверная оценка объема материала. Многим кажется, то реально что-то где-то немного почитать, выучить какие-то даты — и вот он успех. На самом деле история требует вдумчивого изучения, работы с несколькими книгами, картами одновременно.
Современные принципы подготовки к ЕГЭ по истории
В современной педагогике доминирует субъект-субъектный и компетентностный подходы. При этом вторым субъектом образовательной деятельности может быть не обязательно преподаватель, им может выступать и второй учащийся. Преподаватель должен организовать образовательный процесс так, чтобы учащиеся сами бы добывали знания и развивали бы свои компетенции.
Собственно, для такой цели и есть активные формы обучения — такие, при которых преподаватель выступает лишь модератором или организатором. Примеры таких активных форм: дискуссия, мозговой штурм, ролевая образовательная игра и пр.
Причем эти формы должны быть не просто для галочки проводиться, а именно для раскрытия перед учащимися ряда тем. Если в Вашей школе именно таким образом организован образовательный процесс по истории — поздравляю, это круто!
Однако в большинстве случаев дисциплина ведется крайне посредственно и суть занятий направлена на конспектирование учебника. Либо учитель просто что-то объясняет и не может зацепить внимание учащихся на материале, пробудить интерес.
Поэтому современные принципы подготовки к егэ по истории должны строиться на следующих принципах:
- Субъект-контентный подход. Когда специально созданный и отформатированный контент дает учащемуся необходимый минимум знаний, необходимый для успешного выполнения теста. Этот контент должен быть выстроен в логичной и более-менее увлекательной форме, с учетом специфики учебной аудитории.
- Учитель — лишь консультант образовательной деятельности. Если контент правильно создан, отформатирован, то тогда в учителе есть необходимость лишь постольку, поскольку требуется проверка заданий и консультирование по возникшим вопросам. На своем опыте скажу, что особо много работы в начале образовательного процесса. Затем ученик понимает, как выполнять задания, как усваивать материал, и поэтому дальше работа идет по уже усвоенным компетенциям.
- Учитель должен предоставить конкретные и простые инструкции для формирования компетенций, которые отвечают на такие простые вопросы:
- Как писать эссе?
- Как повторять материал?
- Как формулировать определения к терминам?
- Как выстраивать аргументацию? и т.д.
- Оперативность и ответственность. Преподаватель должен незамедлительно насколько это возможно отвечать на вопросы учащегося. Вразумительные ответы крайне важны для рефлексии ученика.
- Взаимное уважение. Без уважения к труду преподавателя и без уважение к учащемуся со стороны преподавателя никакая такая работа невозможна. Именно взаимное уважение — та благодатная атмосфера, благодаря которой рождается интерес и заинтересованность учащегося в усвоении материала..
Как учить историю и готовиться к ней?
Уверен, это самый важный вопрос, которым задается любой ученик, приступив к подготовке к ЕГЭ по истории. Здесь я привожу алгоритм качественной подготовки:
- Сначала надо разобраться с периодизацией, с принципами работы с картой, с принципами хронологии. Без понимания этих вопросов невозможно подготовит ученика на должном уровне. Периодизация даст представление о том, как систематизировать материал по периодам как Отечественной истории, так и зарубежной. Разбор хронологии даст четкое представление, о том, почему одни события происходят раньше, а другие позже, какие есть способы хронометража в истории. Работа с картой также важна, чтобы ученик знал, где находятся стороны света и другие моменты.
- Далее следует систематически разбирать каждый период, плавно идя от Древности к современности. После теоретического освоения темы крайне важно выполнение заданий именно по этой теме. Задания должны быть как тестовыми, так и не тестовыми. К не тестовым заданиям можно отнести: решение кроссвордов (тренировка знания терминологии), работа с текстами исторических источников. На этом этапе, особенно на начальном, крайне важно, чтобы выполнение заданий контролировал опытный преподаватель. Только с посторонней профессиональной помощью можно верно отточить необходимые навыки и сформировать компетенции.
- После прохождения основного материала необходимо систематических повторять пройденный материал. Наиболее популярные технологии повторения: кроссворд, кросстемный опрос, решение общих тестов на повторение материала. Однако выявить пробелы в знаниям можнт только кросстемный опрос и решение тестов.
- Кросстемный опрос — это такой блиц опрос по заранее сформулированным вопросам Он может проводиться как в устной, так и в письменной форме.
Прочитав все это, у Вас, вероятно, возникнет вопрос: а возможна ли самостоятельная подготовка к ЕГЭ по истории? Мой ответ — только в исключительных случаях, когда ученик имеет заранее сформированные компетенции по поиску и отбору материала, по его запоминанию и по выражению своих мыслей. Тогда самоподготовка вполне возможна, и она даст хороший результат. К сожалению, современная система образования в нашей стране не позволяет в школе формировать такие компетенции. Ведь по сути, ребенок уже в 9 классе должен всеми этими компетенциями владеть.
Если есть вопросы, буду рад ответить в комментариях.
Post Scriptum: уверен, что вы теперь в легком замешательстве — где же найти такого опытного преподавателя, чтобы он вывел вашего ребенка на должный уровень готовности к экзаменам. Ответ: именно такая работа по обучению осуществляется на наших курсах подготовки к ЕГЭ. Чтобы узнать больше, нажмите на кнопку:
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии