Одним из важнейших свойств личности является ее направленность. Направленность личности — это устойчивая система характеристик лица, определяющая тенденции характерного поведения. В этой статье мы остановимся на этой категории детально. В конце статьи мы расскажем, как любому человеку определить свою направленность.
Определение понятия личности во многих науках не имеет устоявшегося свойства, но общее есть среди них всех: исследователи считают ведущим компонентом ее структуры направленность. Последняя выражает цели, к которым стремится индивид, превращая те или иные программы в реальность. Таким образом происходит формирование отношения к действительности и прочное установление личностных характеристик.
Психологическое состояние, включая психические процессы подвергаются корректировки ввиду воздействия на них направленности.
Свое выражение она может находить в разнообразных формах, будь то склонности, антипатии, вкусы или привязанности. Ни одна сфера жизни человека не останется без ее влияния: профессиональная, политическая, семейная и прочие. В общем смысле обращенность интересов лица заключается в определении того, чего желает человек. При этом такое желание устойчиво и задает приоритетные тенденции поведения.
Процесс формирования
Существуя, как независимая категория, которая всегда социально обусловлена, устремленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов. Зачатки формирования происходят в процессе воспитания. Также потребности непосредственно формируют ее. Так, занимая центральное место, нуждаемость в чем-либо регулирует активность лица и его избирательность в конкретных ситуациях.
Охарактеризовать направленность можно беря во внимание следующие факторы:
- диапазон тех сфер, в которых проявляет себя лицо (широта);
- распределение видов конкретной нацеленности каждого индивида (иерархия);
- нравственный облик, значение устремлений с позиции оценки общества (уровень зрелости);
- сила, с которой индивид реализует свои установки (интенсивность).
Альтруизм
Говоря об этом понятии, его можно приравнять к принципу жизни, который ставит важность благосостояния других людей приоритетнее собственных. Такое положение вещей всегда ценится духовными и религиозными нормами. Альтруизм существует уже долгие века и своего искоренения пока не достиг.
У истоков формирования этого понятие лежит принцип, который гласит — «жить для других». По мнению ученых формирование в сущности человека альтруистической направленности не может обуславливаться генетической предрасположенностью, напротив, ее появление более вероятно под влиянием социальной среды.
Источником, наряду с вышеуказанными причинами, являются установки, поставленные родителями при воспитании. К таковым можно отнести системы поощрений и наказаний, вид реакции на действия ребенка.
Таким образом, под альтруистической установкой можно понимать ничто иное, как выражение ценностных ориентации личности, сложившихся на основании отношений с другими людьми.
Характерные черты альтруистов
Индивидуальность, у которой ярко выражается подобный крен заинтересованностей, обладает высокой степенью толерантности, доверчивости и благожелательности. Способность к жестокости и каким-либо ухищрениям имеет малую долю вероятности.
Антисоциальная направленность
В данном аспекте стоит рассмотреть личность преступника и преступную направленность. Как известно, в причинности преступности лежат не только условия, способствовавшие совершению преступления, но и условия, обуславливающие среду формирования индивидуума. Последние воздействуют на лицо таким образом, что происходит искажение привычных взглядов, которые таковыми являются с позиции общества, это заставляет преобразовать понятий аппарат, а, следовательно, и восприятие действительности.
Составляющие антисоциальной нацеленности
Преступная сосредоточенность интересов характеризуется несколькими факторами:
1. Уровень духовного развития;
2. Уровень моральной зрелости;
3. Нравственная устойчивость;
4. Интенсивность вовлеченности.
Под зрелостью в данном контексте стоит понимать уровень общественной идейности, значимость основных стремлений персоны, включая морально-политический облик. Интенсивность вовлеченности, в свою очередь, определяет уровень включения в установленные цели.
Гедонизм
Гедонистическая направленность личности представляет собой такую установку, при которой в системе ценностей на первый план выходит личное удовольствием. В настоящее время такое проявление может быть как просоциальным, то есть во благо общества, так и асоциальным.
Отличительные особенности гедонистических персон
Во-первых, такая линия поведения имеет различия по гендерному признаку. Во-вторых, человек с подобным склонностями зачастую не подвергает четкому анализу свои действия, то есть совершает деяния практически необдуманно. В-третьих, эстетическая составляющая для этого типа не характерна.
Таким образом, подобной сконцентрированности лица важно получение результата, направленное на удовлетворение собственных потребностей путем наслаждения. Остальное вторично. Отсюда можно выделить иерархию мотивации:
- физиологические потребности;
- необходимость нахождения в безопасности;
- мотивы получения удовольствия.
Педагогическая направленность
В условиях глобализации технического прогресса образование играет отнюдь не последнюю роль. Поэтому в данном аспекте актуальным будет отметить и проанализировать личность учителя.
Данную группу составляют три направления:
1. Рефлексия управления развитием учащихся.
2. Педагогические способности.
3. Эмоционально-ценностные установки, обуславливающие отношение к деятельности, выполняемой учителем.
Сущность такой адресности
Педагогическая ориентация в своей сущности составляет не только интерес, но и любовь к данному виду профессии, а также осознание вовлеченности и трудностей, сопряженных с этим. Важность и высокую нужду общества в существовании лиц, насыщающих население знаниями и навыками, в совокупности с непосредственным желанием овладеть подобными способностями. Это понимаем сущности в широком смысле.
В узком смысле выделяют два аспекта. Это либо положительное отношение к педагогической деятельности, либо склонность к занятию таковой.
Общие положения
Структура направленности может быть или простой, или сложной, но это второстепенное. Важно, преобладание устойчивого доминирования какого-либо интереса, потребности, которые способны привести человека к настойчивому поиску средств пробуждения в себе нужных ему переживаний как можно сильнее и чаще. Ориентация интересов, характерная для педагогического крена, главным образом, заключается в мотивации к овладению навыками профессии учителя, для пробуждения ориентации на развитие индивидуальности ученика.
Как определить
Для того, чтобы определить направленность личности, можно пройти специальный психологический тест. Я рекомендую Вам пройти тест Шмишека-Леонгарда. Этот тест фиксирует вашу направленность на основании десятка возможных направленностей. Пройти этот тест онлайн можно к примеру тут:
[pwal id=»162349774″ description=»Чтобы посмотреть ссылку: поставьте лайк:»]
ПРОЙТИ ТЕСТ ШМИШЕКА-ЛЕОНГАРДА=>>
[/pwal]
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии