Фрагментарные знания — это несистемные, неравномерные сведения, которые ученик приобрел исходя из своих личных интересов и предпочтений вне рамок образовательной организации. Они создают иллюзию, что ученик разобрался в материале и хорошо им оперирует. В действительности же он не может решить задания даже на необходимый минимум, ввиду несистемности полученных им знаний.
Идея написания этой статьи появилась из моей практики каждодневной работы по подготовке ребят на моих курсах подготовки. Коллеги-практики меня поймут: рано или поздно возникает момент осознания, что же ты делаешь, как твои ребята умудряются сдавать на 90 баллов ЕГЭ и выше. Недавно на ютубе один молодой человек, видимо в сердцах, в комментах к одному из моих видео воскликнул: «Какие 90 баллов! Мне бы хотя бы проходной сдать!». Кто не в курсе проходной балл — 42 по обществознанию из ста, история — 32 балла из 100.
Снова немного отошли от темы, хотя на самом деле нет 🙂 Какие цели себе ставите, таких и достигнете, какою мерой мерите других, такой же и сами будете измерены. Цели надо ставить себе высокие, чтобы были отличные результаты. Ну и работать над своими компетенциями надо тоже серьезно.
Так вот. О фрагментарных знаниях.
Опасность фрагментарных знаний по истории
Бывает, готовишь абитуриента. И он, вроде как много чего помнит и знает: и тесты нормально решает, и задания выполняет. На вопросы тоже хорошо отвечает. Однако стоит ему сесть за общий тест ЕГЭ — начинаются у него проблемы, оказываются пробелы в таких местах и темах, в которых доселе они были не видны.
При этом такие ребята очень любят демонстрировать свои фрагментарные знания, которые по отдельным темам и в самом деле могут быть глубоки. Например, такой абитуриент расскажет тебе о неизвестных тебе доселе фактах Советско-Финской войны, особенности бомбардировки Перл-Харбора, или подробности о личной жизни У. Черчилля…. И это на самом деле круто! То есть человек как-то читал статьи на такие темы или даже монографии и ему, разумеется масса всего может быть известно, вплоть до марок пулеметов, или эволюции танков — благо компьютерных игр сейчас хватает!
Однако стоит такого человека системно опросить, например по этому списку вопросов. И он сразу будет мямлить, теряться, оговариваться. При этом, когда указываешь ему на такие пробелы, и говоришь, что надо бы темы-то повторить — он начинает юлить и толком ничего не делает.
Отсюда опасность №1! Фрагментарные знания создают иллюзию полной осведомленности. При этом человек не уделяет достаточно времени повторению пройденного материала. В результате — тест ЕГЭ он пишет не выше 60 баллов их ста. А потом все начинают удивляться: родители, учителя, репетиторы. Дескать как же так! Ведь пробники человек писал на высокие баллы!
Опасность №2 — когда фрагментарные знания застилают глаза, и человек осознает в конце концов, какой пласт информации требуется реально усвоить на том же уровне, на котором усвоены фрагментарные знания — возникает лень, апатия, потеря интереса к предмету, нервный срыв, психоз и прочее.
Опасность №3 фрагментарные знания трудно засечь и определить, что они есть. Это происходит еще и потому, что как правило учителя истории, преподаватели истории, ставят таким учащимся, студентам высокие оценки, потому что по уровню развития памяти, интеллекта такие ребята могут и вправду быть лучшими в группе, классе, аудитории. И бывает так, что педагог просто закрывает глаза на такое явление. Может быть для выпуска из школы с оценкой «Отлично» таких знаний и хватит.
Но чтобы сдать ЕГЭ по истории — нет. Чтобы поступить в вуз и сдать ДВИ (Дополнительные внутренние испытания) — таких знаний тоже не хватит!
Опасность фрагментарных знаний по обществознанию
По обществознанию, кстати, фрагментарные знания более заметны. Если человек не усвоил социальную сферу, которая в изучении общества играет так-то важнейшую роль, то фрагментарные знания видны невооруженным глазом. Почему так? Потому что если ты не понимаешь, к примеру, что такое социальное взаимодействие, то ты не поймешь такие темы как социальный конфликт, межэтнические конфликты и межэтническое взаимодействие, ты полностью не разберешься в политике, поскольку политика — не что иное как социальное взаимодействие разных субъектов по поводу политической власти.
Если человек не понимает, что такое социальные нормы, социальный контроль и девиация, в конце концов он не разберется с правом. Потому что все нормы — социальные, в конечном счете.
Опасность №4. Фрагментарные знания возникают из-за некачественного, как правило беглого изучения материала. Именно поэтому я говорю, что заниматься подготовкой к ЕГЭ требуется как можно раньше. Идеально — за полтора года до реального ЕГЭ. В таком случае можно не только хорошо подготовиться, но и углубить свои знания для прохождения олимпиад, которые дают хороший бонус при поступлении в вуз на бюджет.
Опасность №5. Фрагментарные знания — абсолютно бесполезны. Как бы цинично это не звучало — они удовлетворяют только любопытство. В практической плоскости: сдача экзаменов, сдача ЕГЭ, сдача ДВИ — такие знания бесполезны, потому что они слишком глубоки и их нельзя привязать к выполнению какого-то конкретного задания. Единственная ситуация, где могут пригодиться фрагментарные знания — это чтение лекций в университете для иллюстрации теоретических выкладок. Ну да не всем же быть преподавателями вузов!
Эти моменты не в полной мере осознаются всеми субъектами образовательной деятельности: ни некоторыми коллегами, ни репетиторами, ни тем более родителями и самими учащимися.
Как бороться с фрагментарными знаниями?
Возникает такой закономерный вопрос, как же с ними бороться? Ответ будет неожиданный! С ними не надо бороться. Их надо преобразовать в системные знания. Системные знания:
- Четко увязаны между собой.
- Они легко воспроизводятся учащимися.
- Они прочны и долговечны.
- Их легко связать примерами и трансформировать в компетенции.
Такое возможно только при последовательном повторном прохождении тем. Рекомендую наши курса подготовки к ЕГЭ 2022.
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии