Всем пламенный привет!
Понятия индивид, личность, человек с обыденной точки зрения ничем не отличаются друг от друга. Один человек является одновременно и индивидом — представителем из множества людей, и личностью, с которой можно поговорить. И часто лично я вижу, как эти понятия ребятами при подготовке к ЕГЭ по обществознанию понимаются именно так.
Между тем, есть наука, которые эти понятия различает по смыслу. А если вы используете обыденный подход при решении экзаменационных тестов, задач, то ничего хорошего ждать не приходится. Я имею в виду, результаты будут плохими. А потом начнется вой: «Да как же так?! Да какие сложные тесты!». На самом деле все тесты проверяют элементарные научные знания. Вот о соотношении этих понятий сейчас и поговорим.
Понятие «индивид»
Индивид, с позиций науки — это единичный биологический представитель данной популяции организмов. Если мы употребляем это понятие применительно к человеку, то предполагается, что мы имеем в виду, во-первых, его — как представителя из множества людей, и, во-вторых — его биологические, я бы даже сказал фенотипические черты. Попросту — внешние биологические характеристики: цвет глаз, волос, рост, вес, индивидуальные особенности метаболизма и прочее.
Индивидуальность поэтому — это совокупность этих самых внешних черт человека. Многие говорят: «Он (она) — яркая индивидуальность!», имея в виду что человек — яркая личность. Так вот это — ошибочное, обыденное суждение. Если вы говорите про яркую индивидуальность, то предполагается, что вы имеете в виду цвет глаз, волос, рост, вес и другие внешние характеристики человека.
Также следует помнить, что темперамент — это тоже биологическое свойство человека, а значит и характеристика его индивидуальности. Потому что темперамент — это уровень активности человека: одни более активны (сангвиники, холерики), другие менее (например, флегматики). Они такие от природы, от наследственности, а не от приобретенных качеств.
Понятие «личность»
Личность — это совокупность социальных качеств человека. Вообще, рекомендую отдельную статью на эту тему. Социальные качества человека формируются в процессе воспитания как части процесса социализации. Эти качества не могут проявится иначе как в обществе. Поскольку только в постоянной коммуникации личность заявляет о себе.
Если вы говорите: «Он (она) — яркая личность!», то ожидается, что имеете в виду именно социальные качества такого человека. Возможно он — отличный писатель. Стать писателем, выросши в лесу, невозможно. Для этого требуется серьезный социальный опыт, который можно приобрести только в обществе. Аналогично стать не получится великим художником. Потому что признание человека таковым осуществляется обществом — другими людьми.
Личности бывают, развивающиеся и деградирующие, опустившиеся и великие…. Но они все личности. Вопрос, который ставит многих в тупик: люмпен — личность или нет? Многие, не поверите, не считают таких людей личностями ! 🙂 Конечно такой человек — имеет социальные качества, просто они проявляются в примитивной форме — в форме выживания.
Понятие «человек»
Человек — это понятие родовое, отличающее людей от животных. По крайней мере в науке. В обыденной жизни мы можем воскликнуть: «Вот это — Человек!». При этом имеется в виду, что данная личность проявила социальные качества, оттеснив биологические. Например, человек не воспользовался личной выгодой, а отдал эту выгоду действительно в ней нуждающемуся другому. Собственно, животное можно считать разумным, когда оно голодное, но отдало еду другому, незнакомому нуждающемуся животному.
В науке же это понятие ассоциируется с типами организмов, отличающихся от животных. У людей есть сознание, люди могут заниматься творчеством — то есть создавать нечто такое, чего животные просто никогда не создадут. Например — нарисовать жабу с тремя крыльями. Или не поселится в пещере, а построить себе невиданные доселе хоромы. Или можно написать такой роман, который будет переворачивать сознание многих миллионов людей в течение нескольких столетий. Вот например Библия. Разве не гением был тот человек в Ватикане, который составил ее? Гением, еще каким! Ничего такого никакое животное никогда не сделает.
Максимум что животное может сделать — находить по запаху другие организмы, или испражняться, куда удобнее — например в сапог хозяину. Кстати, хозяина своего животное воспринимает как другое животное — более сильное и откуда ни возьми добывающее горы еды.
Надеюсь, прочитав этот пост, вы поняли, как между собой соотносятся обозначенные понятия в науке. Если да, поставьте лайк, поделитесь с друзьями — вам, может, все равно, а мне приятно 🙂
Post Scriptum: надеюсь также вы поняли, сколько нюансов кроется всего лишь в трех понятиях. А в обществознании их сотни. Чтобы узнать все нюансы, рекомендую свой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»
С уважением, Андрей Пучков
Я помню, нам в 5 классе дали задание написать сочинение на тему «Индивид или личность». В 5 классе!!! Я сейчас эту тему не раскрою так как нужно, а то дети. Ну, учитель пару напутствий дал, что типа Ленин был личностью, а все мы являемся индивидами. Совершенно не помню о том, о чем я писала, а вот само задание запомнила на всю жизнь. Это очень сложные понятия и философствовать на эту тему может не каждый человек. А вообще, вопрос интересный, но очень спорный. Как дать точное определение? Кто достоин называться личностью?