Всем пламенный декабрьский привет! На связи с вами Андрей Пучков. Сегодня поговорим о такой важной теме как аргументация. Она нужна для самых разных, как правило, сложнейших заданий ЕГЭ как по истории, так и по обществознанию. Мало кто вообще из ребят знает, что такое аргумент. И такое незнание, плюс аргументация на авось приводит к катастрофическим последствиям. Чтобы их избежать, дочитай статью до конца.
Что такое аргумент?
Аргумент — это суждение с опорой на факты, доказывающее ту или иную позицию, мнение. Как правило, под аргументацией понимают систему доказательств, используемую для обоснования своего ответа, точки зрения или какой-то теории. Кроме того, она необходимо для рассмотрения той или иной проблемы. О том, что такое проблема, смотрите здесь=>>
Таким образом, аргумент состоит из оценочного суждения и факта или положения теории, которое подтверждает это суждение. При решении тестов ЕГЭ как по истории, так и по обществознанию я крайне рекомендую придерживаться фактической аргументации, если теоретическая не требуется. Однако в ряде заданий (например при написании эссе) требуется и теоретическая аргументация.
Как конкретно ее приводить? Как научиться обосновывать свою точку зрения, или избранную позицию? На самом деле для этого (1) нужно уметь логически мыслить (последовательно, идя от частного к общему) и (2) формулировать свои мысли. Главный секрет такого обучения — в постоянной практике и в постоянных консультациях с учителем, преподавателем, репетитором — словом, со знающим человеком, который постоянно будет корректировать ваши наработки. Самостоятельно научиться аргументации практически невозможно.
Собственно, школьные уроки по любой дисциплине и должны строиться на том основании, чтобы ученики постоянно доказывали или опровергали какие бы то ни было точки зрения. Разберем, как приводить аргументацию для разных тестовых заданий как по истории, так и по обществознанию.
Задания с требованиями аргументации
Первое, где вам как человеку, пишущему ЕГЭ, придется столкнуться с доказательством тех или иных позиций — это задания с текстом. Вот я нашел такое задание по тексту (обычно — это задание 24 теста ЕГЭ по обществознанию и 22 по истории):
Во время урока обществознания ученик отстаивал точку зрения, что легитимность политической власти не зависит от типа политического режима. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение.
Для приведения аргументов, надо знать, что вообще такое легитимность, политический режим, разбираться в понятии власти.
Аргументация будет такой:
- В царской России был авторитарный режим, в феврале 1917 года он пал, так как не пользовался легитимностью основной части народа: государственная власть не могла справиться с назревшими общегосударственными проблемами.
- В Советском союзе государство в 1991 году не смогло остановить распад СССР, потому что не смогло справиться с системным социально-экономическим и политическим кризисом, утратив доверие народа.
- На Украине в 2014 году был демократический политический режим, тем не менее неспособность государственной власти справиться с коррупцией и другими проблемами в стране привел к кризису легитимности власти президента Януковича.
Коричневым показан факт, зеленым — суждение, которое из него следует. Так как в школьной программе выделяется три типа политического режима — они и приведены. В данном задании рекомендуется все же один аргумент привести из текста, а два других — из фактов общественной жизни. Обратите внимание что исторический материал очень органично подходит для такой аргументации.
Вот интересное задание по истории (по типу задания ЕГЭ — 23):
В первые годы царствования Александра II большинство помещиков-дворян и высшей бюрократии выступали против отмены крепостного права и проведения других реформ, впоследствии названных «великими». Однако император был твёрдо убеждён в необходимости масштабных преобразований. Какие объективные основания были для этого у Александра II? Приведите любые три основания.
Чтобы выполнить задание, надо хорошо представлять себе причинно-следственные связи между ключевыми историческими событиями и процессами. Аргументация будет такой:
- Одной из причин поражения к Крымской (Восточной) войне было несоответствие российской армии требованиям времени: отсутствие ружей с нарезным стволом, отсутствие пароходного водного транспорта, устаревшая рекрутская система набора в армию неграмотных крестьян — все это было реформировано при Александре Втором.
- Крепостническая экономика тормозила развитие в России капитализма: свободы труда не было, труд был подневольным; земля находилась у помещиков, которые не модернизировали свое хозяйство; капитал в основном был государственным.
- Судебная сословная система судопроизводства не отвечала времени: над основной массой населения (свыше 90 %) властвовал помещик, а не государство, и властвовал неэффективно. Все это приводило к социальной нестабильности, выразившейся в постоянном росте числа крестьянских восстаний.
Аргументация в основном состоит из фактов, которые подтверждают точку зрения, приведенном в задании.
Аргументы в сочинении
Аргументацию в сочинении необходимо строить по тем же самым принципам: суждение + факт или факт + суждение. Только разница в том, что в эссе требуется развернутая система доказательств как на уровне теории, так и на уровне фактажа. Недавно вот проводил видеотрансляцию и меня ребята спрашивали: верна или не верна их система, план написания эссе по истории, по обществознанию? На самом деле — если в Вашем плане есть фактическая и теоретическая аргументация, то все хорошо.
Что приводить в теоретической аргументации? Обычно все приводят определения понятий. На самом деле этого далеко недостаточно. Требуется приводить положения конкретных теорий общественного развития. Этих теорий предостаточно: в социальной сфере, экономики, политике и пр. Всему этому мы учим на наших курсах подготовки.
Более подробно об аргументации в эссе по обществознанию и по истории смотрите в этих постах:
[pwal id=»149632270″ description=»Чтобы получить доступ к статьям, поставьте лайк:»]
Как писать эссе по обществознанию=>>
Как приводить аргументы к эссе=>>
[/pwal]
Примечание: статьи по эссе по истории устарели, актуальная информация только на наших курсах подготовки.
Комментарии