Культура — это система ценностей (духовных и материальных), которые создаются людьми и подчиняют себе их жизнь. Ценность — это архетип, созданный человеком и доведенный до идеала. Ценности могут воплощаться как в идеях, тогда они представляют собой духовные ценности; либо в материальных объектах — памятниках архитектуры, живописи, скульптуры.
«Что такое культура?» — крайне абстрактный и непонятный вопрос, как и понятие. Оно по-существу непонятно ни студентам, ни учащимся. А все потому что в обществознании существует около двухсот дефиниций (определений) этого термина.
В этой статье мы не только кратко разберем, какие смыслы скрываются под этим понятием. Но и поговорим о теориях, объясняющих это явление. Эти теории вам могут сослужить хорошую службу: каким образом? Узнаете в конце статьи.
Скачать видео и презентацию, по которой она создавалась вы можете в конце статьи, поставив лайк.
Определение понятия
Для ответа на вопрос, что такое культура (?) требуется понять, с какими другими понятиями оно связано. Безусловно можно накидать «в корзину» следующие: ценности, образование, наука, искусство. Является оно родовым понятием? Согласно точке зрения большинства ученых, безусловно.
Так, например, в школьном учебнике обществознания можно встретить следующее определение: это все, что создано людьми (совокупность вещей материальной и нематериальной природы, созданных человеком). В очень широком смысле это безусловно так. Но эта дефиниция вообще не вносит упорядоченность в головы учащихся. Словосочетание-определитель «все что создано» крайне непонятно и абстрактно.
Именно поэтому я как преподаватель и репетитор придерживаюсь абсолютно другого определения этого понятия. Когда мы попытаемся объяснить, что такое ценности — это будет весьма проще и доступнее, чем объяснять «все что создано людьми». Но преподаватели бывают разные, и редко кто может внятно объяснить что они собой представляют?
Ценности — это идеальные типы, идеалы, которые созданы людьми. Например, семья — безусловная ценность. Дружба. любовь, самопожертвование. Монументы, памятники, да даже любые здания являются таковыми. Просто одни — нематериальные (слово «духовные» обычно ставит в тупик всех), другие материальные.
И вот каверзный вопрос может прозвучать из аудитории учащихся: «А Iphone 7 является ли предметом культуры?». При ответе на этот вопрос, надо апеллировать к рекламе продукта. Как apple позиционирует свой продукт? Его долго и упорно шлифуют, потом собирают, разве не поэтому люди ценят такие вещи — безусловно. В завершении можно сказать, что и впрямь — все что создано людьми составляют значение этого термина. Понятно, что затем надо объяснить, почему наука, образование и искусство входят являются составными ее компонентами.
Теории
Как правило, всем кажется с колокольни обыденного мировоззрения, что культура это нечто далекое, которое вообще слабо применимо к реальности. Но, если объяснить , что понимается под ним — все становится на свои места. И все таки, если понимать под этим термином сугубо нематериальные ценности, полезно ли для общества это знание?
Примеров того, что это так — масса. Обычно я привожу пример Арнольда Тойнби, автора монументального труда «Постижение истории». Тойнби — историк и культуролог, автор оригинальной теории цивилизаций, работал во время Второй мировой войны в МИ6. Кто не в курсе — это английская разведка. Какое отношение историк имел к разведке? А самое непосредственное. Шла Вторая мировая война. И кроме понятного врага — нацистские немцы, имелся и враг крайне непонятный — японцы, азиаты. Ведь шла также Тихоокеанская война как часть Второй мировой. Обо всем этом повествует такая наука как история.
Как понять японцев, которые никогда не сдаются в плен? А камикадзе — молодые люди, у которых все впереди — добровольно кончают самоубийством во имя императора? Такие вещи не укладывались в западноевропейские цивилизованные головы. И вот Тойнби и еще одна фигура Рут Беннедикт (США) разработали технологию изучения культуры другой страны на расстоянии.
Рут Беннедикт — американский антрополог, смогла выделить ценности и архетипы японского общества, не зная ни японского языка, ни присутствуя в этой стране. Она опрашивала японскую диаспору в США. Смотрела японские фильмы, которые были ей доступны и завезены из Японии до войны. С результатами исследования можно ознакомиться в потрясающей книжке Рут «Хризантема и меч». Эта книга внесла очень важную лепту в понимании тогдашнего врага, в объяснении его мотивов. Следовательно стало возможным брать пленных и добиваться от них стратегической военной информации.
Рут работала вместе с другим американским антропологом Маргарет Мид. Вместе они проделали колоссальный труд и создали теорию моделей культуры, о которой вы можете посмотреть это мое авторские видео:
Думаю, вам стало понятно значение рассматриваемого понятия. Его понимание имеет в том числе и прикладное значение. О массовой и элитарной культуре смотрите по линкам. Подписывайтесь на новости сайта!
!!хорошо