Принцип разделения властей – это идея о рассредоточении государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов. У ее истоков стоят такие деятели французского просвещения, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро и пр.
Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.
Понятие
История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.
В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).
Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти. В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя деятельность государства в целом.
Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.
Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.
Преимущества
В чем преимущество такого устройства?
Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.
Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.
Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.
Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе. Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.
К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).
Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране. Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс. человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).
Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.
С уважением, Андрей Пучков
Возможно разделение власти в разных институтах — это одно из лучших изобретений человечества. Только обидно, что эти системы тоже не абсолютно уравновешены, они тоже уязвимы. А виной всему человеческие плохие качества, жажда быстрого обогащения, невежество, эгоизм. Во многих развивающихся (как их называют) странах система власти поражена коррупционной болезнью. И когда это выходит на такой уровень привычности, то как-то это жутко выглядит, что человек, высшая ступень эволюции, еще не удосужилась до конца искоренить все вредные наклонности, приводящие только к негативным последствиям. Ведь от коррупции страдают все, кроме коррупционеров, все население, ради пары человек. И тут просто необходимо вводить большее количество прозрачных общественных организаций, комиссий, комитетов, который будет иметь право и обязанность законодательно влиять на власть и пресекать неправомерные действия.
Уважаемый Андрей. Полностью поддерживаю Вашу точку зрения о том, что принцип разделения государственной власти, по сути, на деле не осуществим. На бумаге все выглядит как обычно — четко и понятно. На деле же, все мы в своей жизни сталкиваемся с вмешательством одной ветви власти в сферу подконтрольную другой ветви власти.
Кроме этого, в нашем нынешнем обществе вообще не приходиться говорить о независимости судебной ветви власти. Ну и, в довершение моей точки зрения, напомню о всемогущем праве телефонного звонка, которое перечеркивает все что могло бы быть написано на бумаге. С уважением к Вашему труду.
Ирина, спасибо за развернутый комментарий. В реальности действительно принцип разделения властей — идеал, в реальности ветви власти не могут не влиять друг на друга. У нас в Перми был такой случай, чудовищность которого оцените сами. Мужчина звонил в районные суды, представлялся замом главы администрации города и указывал на дела, которые надо «решить» и в чью пользу: в результате никто даже не поставил под сомнение его личность. Все выяснилось лишь спустя время. Получается, что такое влияние судебные органы расценивают как вполне нормальное, что так-то жесть.