Достаточно часто наблюдаю, как многие даже вроде бы взрослые люди путают понятия «правонарушения» и «преступления». Путаница в понятиях сразу приводит к путанице отраслей права. В результате, убежденный в своей правоте ребятенок идет на реальный ЕГЭ с испражнениями в голове вместо знаний. Надоело на такое смотреть, поэтому предлагаю вам, читателям нашего сайта, совершить внезапную проверку знаний этой темы разобраться с этим понятием и больше нигде не ошибаться.
Понятие
Под преступлением в действующем Уголовном кодексе понимается — опасное деяние или бездействие, запрещенное этим самым кодексом (УК РФ ст.14, п.1). Разумеется такое определение не годится для использование в тесте егэ.
Поэтому переформулируем это понятие: преступление — это общественно опасное деяние, бездействие, посягающие на права других людей и имеющее опасные последствия. Нюанс в том, что если эти действия (или бездействия) не имели серьезных опасных последствий, или имели малозначительные последствия, то преступными такие действия (бездействия) не являются (УК РФ ст. 14, п.2).
Именно поэтому, кстати, многие деяния так и остаются малозначимыми. К примеру, пьяные подростки «отжали» у вас на улице 500 рублей. «Ну не 3000 же рублей!», — ответят вам в полиции. Или какой-нибудь гопник обзовет бабулю матерными словами — это вообще относится к предмету административного права.
Собственно, уровень опасности устанавливается самим Уголовным кодексом РФ. Все преступления по критерию опасности подразделяются на степени тяжести:
Небольшой тяжести — это умышленные и неосторожные деяния, за которые максимум могут дать три года лишения свободы. К ним относятся, например, побои (ст. 116 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК), неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 1 ст. 272 УК) и пр.
Средней тяжести — это деяния, за которые максимальное наказание не превышает пяти лет тюрьмы. Такими деяниями могут быть: нарушение авторских и смежных прав (ч. 3 ст. 146 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ч. ч. 1, 2 ст. 151 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК) и пр.
Кстати, преступления средней тяжести могут быть и не умышленные. За них полагается наказание не более трех лет лишения свободы.
Тяжкие — это уже точно умышленные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы. К такого рода преступным деяниям можно отнести: массовые беспорядки (ст. 212 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), терроризм (ст. 205 УК), вынесение заведомо неправосудного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 305 УК) и пр.
Особо тяжкие — это умышленные деяния, за которые максимальное наказание назначается свыше 10 лет или более строгое наказание. К особо тяжким преступлениям относится: убийство (ст. 105 УК), государственную измену (ст. 275 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), диверсию (ст. 281 УК) и др.
Таким образом, преступление тем опаснее, чем опаснее характер преступных действий. Сами же эти преступные деяния находятся во второй, особенной части Уголовного кодекса РФ.
Признаки
Деяние считается преступным, если отвечает четырем основным признакам:
Виновность — связь субъекта преступления с наступившими опасными последствиями. Эту вину (связь) доказывают или опровергают в суде.
Опасность деяния — то есть когда имело место быть посягательство на права других людей. Вот, к примеру, американскую школьную учительницу Дженифер Фихтер в 2015 году признали виновной в растлении малолетних и приговорили к 22 годам тюрьмы. В чем же здесь общественная опасность — недоумевали наши доморощенные идиоты?
А опасность вот в чем: какие функции выполняет школьный учитель? В первую очередь он транслирует определенные ценности, культуру — хочет он того или нет. А если учитель занимается растлением своих уже учеников, которым хотя бы и есть по 17 лет, в чем опасность? Не только дело в самих порочных связях. Дело ещё и в том, какие ценности таким образом Дженифер Фихтер им транслировала? Ценности — биологические, а не социальные.
Вот Вы как думаете — эти парни в будущем смогут стать нормальными мужьями и отцами семейства, которые не будут лезть под юбку к первой же попавшейся привлекательной женщине? Я вот в этом сомневаюсь. Поэтому учительницу и посадили на 22 года: за то, что она транслировала не те ценности, а значит способствовала падению нравственности и морали американского общества. Вот в чем подлинная опасность такого преступного деяния.
Противоправность как признак преступления означает нарушение субъектом норм действующего законодательства. Собственно, что не нарушено — преступным и не являются.
Наказуемость преступного деяния — подверженность такого деяния наказания, оговоренную в УК РФ.
Таким образом, отличие преступления от других правонарушений состоит в том, что преступник (субъект) посягает на права другого гражданина (субъекта) и тем самым подвергает общественные отношения опасности. К примеру, если человек ворует — он создает угрозу для функционирования института частной собственности. Если человек — фальшивомонетчик — он вредит деньгам как финансовому институту, чем вносит разлад в денежное обращение и т.д.
На сегодня всё — подписывайтесь на новые статьи, делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях.
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии