Начав изучать данную тему «Образование в Англии», мы ознакомились с несколькими статьями в журналах «Всё об обучении за рубежом» и открыли для себя много нового и интересного. Кстати, недавно мы опубликовали статью об образовании в США, почитайте!
Сейчас основная масса людей получает образование, начиная с рождения. Чем цивилизованнее государство, тем больше оно уделяет внимания образовательной политике. Одним из таких примеров является Великобритания.
Британская система образования несколько столетий подряд считается эталоном качества и эффективно сочетает в себе теорию и практику в обучении.
Образование в данной стране обязательное и бесплатное для детей от 5 до 16 лет.
Существует 3 вида государственных школ среднего образования в Англии:
1. Общеобразовательные школы, в которых обучают учащихся с разными способностями. Вступительные экзамены не требуются.
2. Грамматические школы, в которых среднее образование осуществляется на очень высоком уровне. От результата вступительного письменного экзамена зависит поступление ребенка в возрасте от 11 лет в данную школу. В этом учебном заведении есть опыт раздельного обучения учащихся.
3. Современные школы, которые не готовят учащихся к дальнейшему обучению на высшей ступени, а дают возможность реализовать себя в рабочей сфере деятельности.
По окончании среднего образования учащиеся получают аттестат об общем среднем образовании.
Также в системе образования Англии существуют селективные школы – «школы – пансионы», дневные школы – «колледжи шестого года», которые готовят к поступлению в университет молодежь 16-18 лет.
Мне трудно судить об уровне школьного образовании в Англии. Сейчас в системе современного образования России, мы близко подходим к тому, что система оценки знаний приравнена к европейскому стандарту. Достаточно вспомнить ГИА, ЕГЭ и переводной оценочный тест после 4 класса. Многим, кто получал образование в советское время, не совсем понятна такая система оценки знаний. Но не забываем, что человечество учиться, и к чему приведет этот опыт в образовании – покажет время.
Пропуском в высшую лигу общества и залогом блестящей карьеры сегодня в системе образования в Англии служат не только дипломы Кембриджа и Оксфорда, но и дипломы более молодых университетов. Новые вузы в своих программах нацелены на создание нового поколения специалистов международного уровня, идеально подходящих под требования работодателя. При этом они наследуют лучшие традиции классической системы британского образования. Это «железная дисциплина», индивидуальный подход к студенту (обеспечивается работой в малых группах), налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе.
«Мы были бесстрашными, — вспоминает Яна Торохова, которая отправилась в Англию, когда за плечами уже было 3 курса юридического факультета ПГУ. – Возраст как нельзя лучше подходил для перемен. Мы наслаждались другим уровнем жизни: в то время ситуации в России и за рубежом отличались настолько, что сравнить наш образовательный эксперимент можно было разве что с переездом на другую планету. Учиться, адаптироваться, воспринимать всё, что происходило, было легко. Трудно было привыкнуть к демократичному стилю общения с преподавателями. В Англии принято называть учителей только по имени, даже без прибавления Mister, нет местоимения «Вы», и это было непривычно».
Великобритания — самая популярная страна для обучения среди студентов из разных стран. И я думаю, о британском образовании сегодня мечтают многие. Почему?
Первый год обучения дается студентам на то, чтобы влиться в ритм жизни университета, «отшлифовать язык» и, если это нужно, перевоспитать себя. Оценки, полученные в течение этого года, не засчитываются в диплом. Необходимо только набрать более 40 процентов баллов (соответствует удовлетворительной оценке), что довольно легко.
Именно данное время для адаптации позволяет учащимся избежать излишних стрессов и с лучшей стороны проявить себя на следующих курсах. Это я считаю большим плюсом! Для примера, в российских вузах часто на первом курсе начинают учиться ребята с совершенно разным уровнем подготовки и разными жизненными ситуациями. Нередко студенты, которые отставали на первоначальном этапе, позже, влившись в систему, догоняют и обгоняют своих более удачливых собратьев по «alma mater». Но диплом уже испорчен тройками и четверками.
В вузах Великобритании непосредственно на занятиях студенты проводят от двух до четырех часов в день, причем лекции и семинары проводятся не ежедневно. Остальное время студентам дается для самостоятельной работы. Они могут позаниматься с репетитором, провести фокус-группу, посидеть в библиотеке, могут потратить свободное время на спортивные тренировки или встречу с друзьями. Но студент приучен и знает, что на семинаре или экзамене нужно будет показать результат.
Все пересдачи предметов платные (!). Кроме того, оценка при пересдаче в любом случае выставляется самая низкая из удовлетворительных. Шпаргалки исключены. Опоздание считается серьезнейшим нарушением дисциплины. Всё в системе британского образования направлено на то, чтобы человек мог управлять собой и своим временем, выбирать интересующие его направления, проявлять инициативу.
Важным отличительным моментом образования в Англии является технология образования. В университетах используются новейшие учебники и вспомогательная литература, современные средства коммуникации. Аудитории оборудованы компьютерами и проекторами для просмотра фильмов, слайдов и проведения видеоконференций.
Все учебные корпуса и практически все комнаты в общежитиях подключены к интернету. Также имеется гибкая система обучения в режиме online, для всех действует web city – вузовская сеть online-общения преподавателей и учащихся. На сайте у каждого педагога и студента есть своя страница, своя почта. Библиотека университетов располагает огромными ресурсами, некоторые из них работают круглосуточно.
Выпускники британских вузов легко трудоустраиваются и после прохождения корпоративного обучения могут сразу строить блестящую карьеру. Их девиз: «Главное не знания, а навыки». Знания выветриваются из головы за пять лет, а навыки остаются на всю жизнь.
Вот о чем размышляет Мария Шиляева, которая уехала учиться в Англию: «Будущим студентам иностранных вузов я советую отбросить страхи и сомнения. Главное, при получении образования за границей, забыть о том, как и по какой системе тебя учили. Нужно запастись терпением, толерантностью и дружелюбием. Обучение за рубежом – это реальный шанс стать другим. Человеком, создающим себя и свою судьбу и, возможно, даже меняющим мир».
Можно много спорить и сравнивать, в какой стране образование лучше, но я считаю, что в первую очередь все зависит от человека. Главное – идти к намеченной цели. Если человек будет заниматься самообразованием и повышать свой уровень – он будет классным и востребованным специалистом. И к этому надо стремиться каждому. Тогда нам будет, что предложить английским студентам и школьникам, ведь достаточно вспомнить Михаила Ломоносова, Софью Ковалевскую, Льва Ландау, Петра Капица и многих других великих учёных, которые составляют гордость нашей российской науки.
Подписывайтесь на новые статьи!
©Веприкова М.А
Редактура Андрей Пучков
Комментарии