Великая французская революция (1789 — 1799) — это исторический процесс, который характеризуется ломкой монархической формы власти и переход к республике, от феодальной формации к капиталистической. Далее мы раскроем причины этого события, а также характер.
Как вы прекрасно знаете, в этом году в заданиях ЕГЭ по истории будут те, которые проверяют знание Всемирной истории. Двигаясь в русле нововведений, мы уже разобрали одну из тем — Великие географические открытия. Сегодня речь пойдет о Великой Французской революции.
Из школьного курса истории именно история России наиболее подробно изучается. Материал же, который приходится на изучение в пятом — восьмых классах из головы ребят улетучивается сразу как наступают школьные каникулы. И это немудрено: смысл учить Всемирную историю, если ее особо никто не спрашивает. И вот на тебе: в тестах ЕГЭ по истории стали проверять знание этой истории.
Понятно, что если мы изучили восстания Разина, Булавина, Пугачева, Декабристов… любому учащемуся покажется, что история Европы — это история настоящей цивилизации, и уж там-то, в Европах, тех ужасов, описанных в Капитанской дочке уж точно нет…. На сомом же деле все иначе: история России лишь частный случай всемирной истории. И когда начинаешь изучать эту историю, понимаешь, что России уготована была лишь одна роль из множества.
Вот, к примеру, Великая французская революция была одна из первейших буржуазных революций в Европе. Собственно именно в этом ее характере и кроются ее причины. Разберем детальнее.
Характер революции
Согласно классовой теории Карла Маркса есть социальные классы. Социальный класс — это такое социальное объединение, которое имеет свое место и роль в производстве товаров и услуг. Соответственно есть класс феодалов — собственников земли, которые владеют важнейшим средством производства — именно на земле только и можно выращивать продукты питания. Также существовал во Франции класс крестьян, буржуазии и прочие.
Между классами существовали классовый антагонизм — противоречия в классовых интересах. К примеру, какие классовые противоречия могут быть между феодалом и крестьянином? Феодал хочет его эксплуатировать нещадно и, по-возможности, вечно. При этом платить бы этому крестьянину мизер за его работу! Затем феодал продает урожай и извлекает колоссальную прибыль. Кстати, если вы не в курсе, что такое феодализм, то посмотрите это видео.
У крестьянина же интересы прямо противоположные: он хочет сам стать собственником земли, чтобы не зависеть от феодала, чтобы самому продавать результаты своего труда.
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 La Liberté guidant le peuple Холст, масло
Также есть буржуазия — которая опять же зависит от феодалов-дворян, королевской власти…. Государство в лице дворян, короля и духовенства смотрело на крестьянство и буржуазию как на дойную корову. И так продолжалось столетиями. С той лишь разницей, что в конце XVIII века во Франции не было крепостного права.
Кстати, в конце поста приготовил для вас крайне смешной материал о том, что происходит с вашими коровами при разных социальных строях и идеологиях 🙂
Зато были сословия, сословные ограничения в пользу только трех игроков: короля, духовенства и дворянства. Между тем, буржуазия к концу XVIII века во Франции превратилось в могущественную социальную силу. Буржуа осознали, что хотят не просто быть дойной коровой для власти, но и влиять на саму эту власть.
В этом характере и кроется основная причина Великой французской революции: переход от феодальной формации к формации капиталистической. От такого строя, при котором господствующим классом были дворяне-землевладельцы к такому, при котором господствующим классом стала буржуазия — предприниматели, ремесленники, торговцы. Тема эта обширная, и в будущем мы раскроем ее с разных сторон.
Причины
Таким образом, первая причина революции в том, что во Франции к концу XVIII века обострились сословные противоречия.
Вторая причина: социально-экономический кризис — спад производства, рост кредитования, неплатежеспособность основной массы населения, неурожаи, голод.
Третья: неспособность королевской власти решить назревшие социальные противоречия. Как только Людовик XVI хотел провести нужные преобразования в пользу третьего сословия (основной массы населения Франции), то сразу же подвергался критике со стоны духовенства и дворянства. И наоборот. Плюс сыграла свою роль так называемое дело об ожерелье королевы Марии Антуанетты.
А вообще вся Всемирная история разобрана в моем авторском видеокурсе «История. Подготовка к егэ на 100 баллов»
Ну, а теперь, обещанные шутки:
Либертарианство.
У вас есть две коровы. Они пасутся и доются сами по себе.
Соседская община.
У ваc еcть две коpовы. Ваши cоcеди помогают вам ухаживать за ними, a вы делитеcь c cоcедями молоком.
Клановое общество.
Староста забирает всё. А коров у вас никогда не было.
Феодализм.
У ваc еcть две коpовы. Ваш хозяин-феодал забирает у ваc 3/4 молока.
Христианская демократия.
У вас есть две коровы. Вы оставляете себе одну, а другую отдаёте своему ближнему.
Социализм (идеальный).
У вас есть две коровы. Правительство забирает их и помещает в cтойло c коровами дpугих товарищей. Вы должны заботитьcя обо вcех коpовах. Пpавительcтво дает вам cтолько молока, cколько вам нужно.
Социализм (бюрократический).
У вас есть две коровы. Правительство забирает их, размещает на ферме вместе с коровами других граждан. За ними ухаживают бывшие владельцы курятников. Вы должны ухаживать за курами, которые были отобраны у владельцев курятников. Государство выдаёт вам столько молока и яиц, сколько, согласно постановлениям, вам требуется.
Коммунизм (идеальный):
У Вас есть две коровы. Государство забирает обеих и даёт Вам столько молока, сколько Вам необходимо.
Коммунизм:
У вас есть 2 коровы. Государство забирает обеих коров и дает вам немного молока.
Сталинский коммунизм.
У ваc еcть две коpовы. Вы заботитеcь о них, но пpавительcтво забиpает вcе молоко себе. Иногда оно вам оставляет немного молока.
Диктатура.
У Вас есть две коровы. Правительство забирает обеих, а Вас расстреливает. На молоко налагается запрет.
Тоталитаризм.
У вас есть две коровы. Правительство забирает обеих, отрицает факт их существования, а вас призывает в армию. Молоко запрещено.
Фашизм.
У вас есть две коровы. Государство забирает их обеих и продаёт вам определённое количество молока (если вы еврей, то не дает)
Нацизм.
У вас есть две коровы. Государство забирает их обеих и расстреливает вас.
Бюрократия.
У Вас есть две коровы. Государство указывает Вам, чем Вы имеете право их кормить, когда и каким образом Вы можете их доить. Оно запрещает Вам продавать молоко. Через некоторое время государство забирает обеих коров, убивает одну из них, доит другую и выливает молоко в реку. После этого от Вас требуют, чтобы Вы представили по 16 заверенных нотариусом форм учёта на каждую отсутствующую корову.
Демократия – 1.
У ваc еcть две коpовы. Ваши cоcеди pешают, кто получит молоко.
Демократия – 2.
У вас есть две коровы, и все советуют вам, как их доить. Если вы подоите их как-то иначе — вас засудят за жестокое обращение с животными.
Выборная демократия.
У ваc еcть две коpовы. Ваши cоcеди выбиpают кого-нибудь, кто пpидет к вам и cкажет, кто получит молоко.
Демократия по-американски.
Пpавительcтво обещает вам двух коpов, еcли вы пpоголоcуете за него. Поcле выбоpов пpезидент подвеpгаетcя импичменту за cпекуляцию будущим коpов. Пpеccа pаздувает шумиху вокpуг «Коpовьего cкандала».
Либерализм.
У Вас есть две коровы. Государство не волнует, существуете ли Вы, не говоря уже о ваших коровах.
Андрей, привет! Тебе ситуация во Франции в конце XVIII века ничего не напоминает?
Ну, понятно, Алексей, на что вы намекаете 🙂 Но сегодня особо и нет революционной ситуации: кризис да, бедность населения — да. Но люди верят во Владимира Путина, несмотря на все невзгоды. А вот когда он уйдет с политической арены, тогда будут интересные события происходить… Но лично я не хочу никакой революции.. мне хватает документов столетней давности, и воображение может подсказать, как там и что будет. Да и классическая литература )