Великая французская революция (1789 — 1799) — это исторический процесс, который характеризуется ломкой монархической формы власти и переход к республике, от феодальной формации к капиталистической. Далее мы раскроем причины этого события, а также характер.
Как вы прекрасно знаете, в этом году в заданиях ЕГЭ по истории будут те, которые проверяют знание Всемирной истории. Двигаясь в русле нововведений, мы уже разобрали одну из тем — Великие географические открытия. Сегодня речь пойдет о Великой Французской революции.
Из школьного курса истории именно история России наиболее подробно изучается. Материал же, который приходится на изучение в пятом — восьмых классах из головы ребят улетучивается сразу как наступают школьные каникулы. И это немудрено: смысл учить Всемирную историю, если ее особо никто не спрашивает. И вот на тебе: в тестах ЕГЭ по истории стали проверять знание этой истории.
Понятно, что если мы изучили восстания Разина, Булавина, Пугачева, Декабристов… любому учащемуся покажется, что история Европы — это история настоящей цивилизации, и уж там-то, в Европах, тех ужасов, описанных в Капитанской дочке уж точно нет…. На сомом же деле все иначе: история России лишь частный случай всемирной истории. И когда начинаешь изучать эту историю, понимаешь, что России уготована была лишь одна роль из множества.
Вот, к примеру, Великая французская революция была одна из первейших буржуазных революций в Европе. Собственно именно в этом ее характере и кроются ее причины. Разберем детальнее.
Характер революции
Согласно классовой теории Карла Маркса есть социальные классы. Социальный класс — это такое социальное объединение, которое имеет свое место и роль в производстве товаров и услуг. Соответственно есть класс феодалов — собственников земли, которые владеют важнейшим средством производства — именно на земле только и можно выращивать продукты питания. Также существовал во Франции класс крестьян, буржуазии и прочие.
Между классами существовали классовый антагонизм — противоречия в классовых интересах. К примеру, какие классовые противоречия могут быть между феодалом и крестьянином? Феодал хочет его эксплуатировать нещадно и, по-возможности, вечно. При этом платить бы этому крестьянину мизер за его работу! Затем феодал продает урожай и извлекает колоссальную прибыль. Кстати, если вы не в курсе, что такое феодализм, то посмотрите это видео.
У крестьянина же интересы прямо противоположные: он хочет сам стать собственником земли, чтобы не зависеть от феодала, чтобы самому продавать результаты своего труда.
Также есть буржуазия — которая опять же зависит от феодалов-дворян, королевской власти…. Государство в лице дворян, короля и духовенства смотрело на крестьянство и буржуазию как на дойную корову. И так продолжалось столетиями. С той лишь разницей, что в конце XVIII века во Франции не было крепостного права.
Кстати, в конце поста приготовил для вас крайне смешной материал о том, что происходит с вашими коровами при разных социальных строях и идеологиях 🙂
Зато были сословия, сословные ограничения в пользу только трех игроков: короля, духовенства и дворянства. Между тем, буржуазия к концу XVIII века во Франции превратилось в могущественную социальную силу. Буржуа осознали, что хотят не просто быть дойной коровой для власти, но и влиять на саму эту власть.
В этом характере и кроется основная причина Великой французской революции: переход от феодальной формации к формации капиталистической. От такого строя, при котором господствующим классом были дворяне-землевладельцы к такому, при котором господствующим классом стала буржуазия — предприниматели, ремесленники, торговцы. Тема эта обширная, и в будущем мы раскроем ее с разных сторон.
Причины
Таким образом, первая причина революции в том, что во Франции к концу XVIII века обострились сословные противоречия.
Вторая причина: социально-экономический кризис — спад производства, рост кредитования, неплатежеспособность основной массы населения, неурожаи, голод.
Третья: неспособность королевской власти решить назревшие социальные противоречия. Как только Людовик XVI хотел провести нужные преобразования в пользу третьего сословия (основной массы населения Франции), то сразу же подвергался критике со стоны духовенства и дворянства. И наоборот. Плюс сыграла свою роль так называемое дело об ожерелье королевы Марии Антуанетты.
А вообще вся Всемирная история разобрана в моем авторском видеокурсе «История. Подготовка к егэ на 100 баллов»
Ну, а теперь, обещанные шутки:
Либертарианство.
У вас есть две коровы. Они пасутся и доются сами по себе.
Соседская община.
У ваc еcть две коpовы. Ваши cоcеди помогают вам ухаживать за ними, a вы делитеcь c cоcедями молоком.
Клановое общество.
Староста забирает всё. А коров у вас никогда не было.
Феодализм.
У ваc еcть две коpовы. Ваш хозяин-феодал забирает у ваc 3/4 молока.
Христианская демократия.
У вас есть две коровы. Вы оставляете себе одну, а другую отдаёте своему ближнему.
Социализм (идеальный).
У вас есть две коровы. Правительство забирает их и помещает в cтойло c коровами дpугих товарищей. Вы должны заботитьcя обо вcех коpовах. Пpавительcтво дает вам cтолько молока, cколько вам нужно.
Социализм (бюрократический).
У вас есть две коровы. Правительство забирает их, размещает на ферме вместе с коровами других граждан. За ними ухаживают бывшие владельцы курятников. Вы должны ухаживать за курами, которые были отобраны у владельцев курятников. Государство выдаёт вам столько молока и яиц, сколько, согласно постановлениям, вам требуется.
Коммунизм (идеальный):
У Вас есть две коровы. Государство забирает обеих и даёт Вам столько молока, сколько Вам необходимо.
Коммунизм:
У вас есть 2 коровы. Государство забирает обеих коров и дает вам немного молока.
Сталинский коммунизм.
У ваc еcть две коpовы. Вы заботитеcь о них, но пpавительcтво забиpает вcе молоко себе. Иногда оно вам оставляет немного молока.
Диктатура.
У Вас есть две коровы. Правительство забирает обеих, а Вас расстреливает. На молоко налагается запрет.
Тоталитаризм.
У вас есть две коровы. Правительство забирает обеих, отрицает факт их существования, а вас призывает в армию. Молоко запрещено.
Фашизм.
У вас есть две коровы. Государство забирает их обеих и продаёт вам определённое количество молока (если вы еврей, то не дает)
Нацизм.
У вас есть две коровы. Государство забирает их обеих и расстреливает вас.
Бюрократия.
У Вас есть две коровы. Государство указывает Вам, чем Вы имеете право их кормить, когда и каким образом Вы можете их доить. Оно запрещает Вам продавать молоко. Через некоторое время государство забирает обеих коров, убивает одну из них, доит другую и выливает молоко в реку. После этого от Вас требуют, чтобы Вы представили по 16 заверенных нотариусом форм учёта на каждую отсутствующую корову.
Демократия – 1.
У ваc еcть две коpовы. Ваши cоcеди pешают, кто получит молоко.
Демократия – 2.
У вас есть две коровы, и все советуют вам, как их доить. Если вы подоите их как-то иначе — вас засудят за жестокое обращение с животными.
Выборная демократия.
У ваc еcть две коpовы. Ваши cоcеди выбиpают кого-нибудь, кто пpидет к вам и cкажет, кто получит молоко.
Демократия по-американски.
Пpавительcтво обещает вам двух коpов, еcли вы пpоголоcуете за него. Поcле выбоpов пpезидент подвеpгаетcя импичменту за cпекуляцию будущим коpов. Пpеccа pаздувает шумиху вокpуг «Коpовьего cкандала».
Либерализм.
У Вас есть две коровы. Государство не волнует, существуете ли Вы, не говоря уже о ваших коровах.
Андрей, привет! Тебе ситуация во Франции в конце XVIII века ничего не напоминает?
Ну, понятно, Алексей, на что вы намекаете 🙂 Но сегодня особо и нет революционной ситуации: кризис да, бедность населения — да. Но люди верят во Владимира Путина, несмотря на все невзгоды. А вот когда он уйдет с политической арены, тогда будут интересные события происходить… Но лично я не хочу никакой революции.. мне хватает документов столетней давности, и воображение может подсказать, как там и что будет. Да и классическая литература )