Личность — это система социальных черт индивида, которые формируются в процессе социализации и воспитания, которые позволяют ему вступать в социальное взаимодействие с социумом.
Сегодня разберем эту крайне важную тему — что такое личность? Тема эта бесспорно входит в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию. Рекомендую прочесть Вам эту статью до конца, а то не поймете всей сути.
Понятие личности
Что такое личность? Каждый ли человек личность? Эти вопросы я постоянно задаю своим студентам, когда читаю лекцию на эту тему. Ответы как правило бывают неправильные. Тогда я задаю следующий вопрос: «Бродяга на улице — личность?». И, как правило, на этот вопрос студенты дают ответ: «Нет!». Естественно, ответ тоже не правильный. Каждый человек личность! Даже бродяга, даже «бомж», даже нищий, просящий подаяние.
Личность — это социальное качество человека — уникальная совокупность его социальных и биологических качеств. Ясное дело, что превалируют (господствуют) в любой личности социальные качества: умение говорить, понимать речь, усвоение первичных и вторичных социальных норм и социальных ролей.
К примеру, переступая порог школы — вы становитесь учеником (или учителем), в зависимости от социальной роли, которая ориентирована на ваш социальный статус. У вас как у ученика есть множество прав и обязанностей. Собственно, исполняя их (или не исполняя), вы становитесь успешной личностью [в школе], или не успешной. Становятся личностью люди исключительно в ходе социализации. О том, что это такое читайте далее.
Итак личность — это система социальных качеств индивида, которую человек усваивает в ходе социализации.
Социализация личности
Тему социализации личности мы крайне подробно разобрали в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов», как и другие темы по Обществознанию. Скажу здесь лишь, вы должны знать, что такое первичная, вторичная, профессиональная, полная и неполная социализация. А также должны грамотно соотносить эти все понятия с реальной социальной жизнью. В курсе же эти примеры разобраны, и показано, как их приводить в тестировании егэ по обществознанию.
Структура личности
Личность имеет свою структуру. Под биологической структурой личности понимается весь наш организм, центральным звеном которого является наш головной мозг. Именно наш мозг является базой для личности. В нейронах содержится вся информация о человеке: наша память, наши привязанности, увлечения, — словом, все то, что наполняет нашу личность.
К социальной структуре личности, в вопросе о том, что такое личность, следует отнести самое главное — сознание. Именно благодаря осознанию мы можем отделять себя от других людей и от окружающего мира. Сознание — это свойство нашего мозга отражать объективную реальность. К примеру, вот вы знаете, что такое небо, стол, стул, кошка. Это не просто слова. Это образы — копии материальных объектов, которые находятся в нашей голове.
Сознание немыслимо без умения говорить. Ведь только когда ребенок говорит «Я», он тогда и отделяет себя от окружающего мира. К остальным компонентам личности относят также память и другие свойства.
Классификации личности
Существует множество классификаций личности. В основном этим занимается психология и социология.
Психологи выделяют различные типы личности, например по направленности: сангвиники, холерики, флегматики и прочие.
Некоторые психологи также выделяют в личности акцентуацию характера: демостративный тип, гипертимный, эмотивный и прочие. Самое интересное, что этих акцентуаций может быть несколько в одной личности. Возможно, позже, напишу отдельную статью, как провести диагностику этих акцентуаций — подписывайтесь на новости сайта и ставьте лайки в конце статьи! По ним и буду судить интересна ли тема.
Когда же мы общаемся со студентами, я часто спрашиваю их о том, что такое развивающаяся личность и деградирующая? Как вот Вы думаете? В чем объективный критерий развивающейся личности и деградирующей?
Понятное, скажем, дело, что какая нибудь бабушка или какой-нибудь дедушка с болезнью Альцгеймера — деградирующая личность. Кстати, этой жуткой болезнью могут заболеть и молодые люди, в частности геймеры. Не верите? Вот почитайте здесь про болезнь Альцгеймера. Уверяю — любопытное чтиво.
Но не ясен сам критерий. Ведь не повернется же у вас почему-то язык назвать ребенка — школьника, или студента — деградирующей личностью. А , к примеру, бродягу на улице — повернется. В чем же критерий? А вот не скажу! Мучайтесь! 🙂
Шучу ) Объективный критерий творческой личности и деградирующей — в творчестве — создании чего-то нового. Ребенок постоянно развивается: рисует, пишет сочинения, — словом непрерывно что-то создает. Даже студент — тоже (хоть порой и из-под палки), но все равно тоже новое творит: пишет курсовую там, или выполняет творческое задание.
А вот бродяга — уже не развивается. Более того, основная масса людей — живет по привычке: работа — дом, работа — дом. Ладно если работа творческая. А если — просто что-то там охранять, или двор мести? Как метко заметил Евгений Касперский: «Человек потребляющий — живет и работает на унитаз». Не согласны? Напишите в комментах — почему.
Надеюсь, вы разобрались, что такое личность и из чего она состоит. Какие бывают классификации личностей. До встречи в следующих постах!
С уважением, Андрей Пучков
Дмитрий Пучков Гоблин
Да, нет же Алексей, я Андрей ) Но тоже Пучков ))
Андрей, привет! 1)У Вас глючит сайт при отправке комментов. Выдает белый экран и ссылку в браузере на Вашу админку. Мой коммент к этой статье не прошел
2) Такое письмо от мошенников Вы получали ? http://prntscr.com/94gi76
Спасибо. Вероятно, потому что Вы стали прикреплять к комментам ссылки, и плагин воспринимает их как спам )
Нет, такого не получал. По этому письму видно, что спам. А вот мне недавно зато пришло письмо якобы от Яндекса — та же самая схема, что и с гуглом.