Средства массовой информации

2015-04-16
Автор: Андрей Пучков
Средства массовой информации
Средства массовой информации

Средства массовой информации — это периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (Ст. 2 ФЗ «О СМИ»)

Средства массовой информации в политической системе

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы окунемся в интереснейшую  тему: мир средств массовой информации и его связи с политикой. Нередко в тестах ЕГЭ по обществу, особенно в части повышенной сложности, требуется рассказать о функциях средств массовой информации, их роли в политической системе. 

А поскольку тема эта довольно щепетильная и обширная, мало кто в школе ее изучает. Сразу скажу, что в статье я использую «взрослые» термины. Если с ними возникли проблемы, рекомендую к изучению мой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».

Что такое — средства массовой информации?

Итак  средства массовой информации иногда именуют четвертой властью. Справедливости ради стоит сказать, что на самом деле четвертой властью в начале прошлого века стали называть журналистов в частности и прессу (печатные издания) в общем. Независимую прессу, естественно. В США даже был особый «сорт» таких журналистов, которых называли макрейкерами — «разгребателями грязи».

Функции средств массовой информации зависит от политической системы того или иного государства.

Средства массовой информации при демократическом режиме

При демократии функции СМИ полностью связаны с распространением открытой информации среди населения. Для чего нужно  распространять информацию? Во-первых для того, чтобы граждане знали более-менее адекватную информацию о ситуации в стране, использовали эту информацию в повседневной жизни.

К примеру, те, кто узнали о наложении санкций в отношении России в конце прошлого года не стали покупать, например, квартиры. Зачем тебе квартира — то есть нереализуемый актив, который налагает на тебя обязанности. К тому, жилье ещё может подешеветь из-за неплатежеспособности основной массы населения страны.

Ещё одна важная функция средств массовой информации при демократии: социализация. То есть трансляция культуры, ценностей подрастающему поколению. Понятно, что в современной России эта функция вообще не реализуется.

На телевидении сплошные песни-пляски и культура потребления. Никаких ценностей, кроме этих, молодежи не транслируется. В итоге подрастает целое поколение, которое толком не умеет читать, не умеет связно выражать свои мысли, не имеет потребности к расширению своего кругозора.

Творцы массовой культуры

Творцы массовой культуры: думают над тем, что бы вам ещё такого показать

Также немаловажная функция средств массовой информации — коммуникативная. Сегодня можно позвонить на передачу и пообщаться с Президентом, или интересным человеком по телефону. Вопрос там задать…. Это клёво!

Функция критики также свойственна для СМИ. Журналисты обязаны доносить не только господствующую точку зрения на события, но и альтернативную. Без этого не никакой демократии невозможно. Понятно, что в реальности в угоду тем или иным деловым кругам часто критикуются вполне здравые вещи. В связи с этим очень показателен пример из книги Роберта Пенна Уорена «Вся королевская рать».

Одному кандидату в губернаторы штата в США (30-е годы) понадобилось морально уничтожить в глазах общественности судью Ирвина, славившегося своей неподкупностью и принципиальностью. И вот подчиненный этого кандидата — профессиональный историк — нарыл в архивах компромат на этого судью. Судья однажды в молодости споткнулся…. И этого случая хватило, чтобы средства массовой информации разорвали судью в клочья. От этого унижения последний застрелился.

525x419_url-2

Афиша фильма «Вся королевская рать», созданная по мотивам романа Роберта Пенна Уорена

Вот так средства массовой информации могут стать гильотиной и при демократической политической системе.

Ещё одна функция СМИ — формирование общественного мнения. Общественное мнение по идее должно строиться на принципах общечеловеческой морали и нравственности. А значит, такое общественное мнение легко может поставить на место любого политика. Вот к примеру, в 2011 году в Японии было землетрясение, в ходе которого возникла экологическая и гуманитарная катастрофа на Фукусиме.

Впоследствии министр экономики, труда и промышленности Японии Есио Хатиро 8 сентября на встрече с журналистами сделал вид, будто задел рукавом защитного комбинезона одного из репортеров, и тут же пошутил: «Там же радиация!». А на следующий день, 9 сентября, Хатиро назвал жилые районы вблизи АЭС «городами-призраками». Японцы такого надсмехательства над народными бедствиями нестерпели и весьма жестко выразили свою позицию. В итоге министр сам подал в отставку.

Важная функция средств массовой информации при демократии — мобилизационная. Эта функция заключается в том, что СМИ могут сыграть свою не последнюю роль в консолидации народных масс, в превращении толпы в массы. Более детально мы коснемся этой функции ниже.

Также у СМИ при демократии есть функция развлекательная, которая сегодня, по моему скромному мнению, затмила все остальные функции. Постоянно наблюдаю всякие развлекательные шоу, какие-то выдумки и просто, откровенно говоря дезинформацию. Вот например на канале Рен-TV сплошные экстрасенсы, НЛО, конец света, термоядерная война и прочая жесть.

Я вот раньше Игоря Прокопенко уважал, а сейчас не уважаю. Потому что опустился он со своими разоблачениями — ниже некуда. Тоже канал ТВ3. Раньше хоть шоу хорошее было про битву иллюзионистов, которую вел Оскар Кучера. А сейчас? Мистика? Ужас. А про другие каналы вообще молчу. Лично я теперь смотрю только два канала Discovery и National Geografic. Ну ещё можно посмотреть History.

Средства массовой информации при тоталитарном режиме

Из курса обществознания вы знаете, что есть режимы демократические, а есть недемократические. Более подробно о политических режимах — по линку. Тоталитарный режим — один из таких. При таком режиме средства массовой информации в дополнение к предыдущим выполняют также функцию идеологическую. То есть все события и новости подаются с позиций господствующей идеологии.

Если мы говорим о сталинизме, то радио и газеты вещали о светлом будущем, о народных трудовых подвигах, о вере в непогрешимость вождя народа — И.В. Сталина. При этом, само собой, замалчивались неприглядные стороны советской сталинской действительности: голод в Поволжье, почему были поражения в первые дни Великой отечественной войны и пр.

Кроме того, идеологическая функция проявляется ещё и в том, что формируется антитеза «мы — они». Мы, советские люди свои, они — страны империализма — чужие, вражеские страны. Эта роль газет, журналов, радио и телевидения также имплицитно эксплуатируется и сегодня: понаблюдайте за тем ,как информация подается в СМИ: везде кавардак, только в России всё стабильно. В принципе это нормально. Главное осознавать это 🙂

В более позднюю советскую эпоху замалчивались неудачные пуски ракет в открытый космос: Белок и Стрелок, например, было несколько.

Ещё одна функция средств массовой информации при  тоталитарном режиме: мобилизационная. Благодаря возвеличиванию будущих успехов газеты, журналы, радио постоянно твердят о том, что надо поработать за бесплатно, проявить энтузиазм, быть сознательными, не поддаваться на провокации врагов народа и обо всем сообщать, куда следует.

vyrezka_1

Передовица газеты Правда

 

Между прочим именно благодаря этой функции российский народ создал ту самую материально-техническую базу коммунизма, которой мы сейчас и пользуемся: дорогами, заводами, поездами, самолетами и прочим.

Понятно, что при тоталитаризме у средств массовой информации есть функция контроля. Когда в газетах постоянно печатаются сообщения о врагах народа, которых обеспокоенные граждане выявили и предали честному суду. Естественно враги народа у каждого тоталитарного режима свои: другие народы (нацизм), буржуи (марксизм-ленинизм), просто интеллигенты в очках и брюках (Комбоджа, красные кхмеры).

Средства массовой информации при авторитарном режиме

При  авторитарном режиме СМИ больше всего выполняют функцию контролирующую и идеологическую. При этом допускается и существование других изданий: более либерального толка. Прекрасный пример: царская Россия. Такие журналы как : Европеец, Московский Телеграф, Москвитянин и прочие были либерального толка. (презентация и классный видеоурок на эту тему есть в моем видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов«) Как только газеты стали говорить о политике, их тут же закрывали. Поскольку при авторитаризме власть дает относительную свободу, но никого не пускает в сферу политики.

Таким образом средства массовой информации при всех режимах играют одну из ключевых ролей в обществе. Не зря поэтому их называют «четвертой властью». Ну а о «пятой власти» в контексте постиндустриального общества мы поговорим в другой раз. Подписывайтесь на новые статьи!

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)