Очное или заочное отделение выбрать? Быть или не быть?

2014-06-21
Автор: Андрей Пучков
Очное или заочное отделение выбрать? Быть или не быть?
Очное или заочное отделение выбрать? Быть или не быть?

Очное или заочное отделение выбрать? Быть или не быть?

Здравствуйте, уважаемые друзья!

В этом посте мы поговорим о том, какой вид профессионального образования выбрать: очное или заочное. Разберем плюсы и минусы каждого из них.

Итак, когда вы будете подавать документы в высшее учебное заведение или среднее профессиональное учебное заведение, то конечно, перед Вами будет стоять выбор: на очное или заочное отделение идти. Кстати, скоро мы выпустим пост о том, куда лучше пойти: в ссуз или вуз, так что оформите подписку на новости сайта.

Сегодня подавляющее большинство абитуриентов поступает сразу после школы и как правило, выбор делают за них их родители или законные представители. Кстати и профессии, зачастую, выбирают не абитуриенты, а их родители, согласно данным социологических опросов. Между тем, мы уже писали о профориентации школьников и о том, как выбрать себе профессию.

А в сознании родителей – очное отделение – почему-то самое лучшее. Но так ли это?

Разумеется, если Вы юноша, то после школы лучше идти на очное, так как возникает банальная отсрочка от армии. Между тем, если вы юноша, который по тем или иным причинам к армии не годен, тогда я бы тоже рекомендовал хорошенько подумать, перед тем как выбирать между очным и заочным отделениями.

Итак, плюсы очного отделения:

Во-первых, организованный учебный процесс, в котором легче сориентироваться выпускнику школы: то есть ежедневное расписание занятий, преподаватели приходят, проводят лекции, семинары. Конечно, по видам занятий и нагрузке разница между вузом и школой колоссальная…. Однако привыкнуть значительно проще. Родители знают, где находится их чадо – тоже плюс.

Во-вторых, непосредственное общение с преподавателями, профессорами. По моим личным наблюдениям, студенты очного отделения не особенно пользуются этой прерогативой. Между тем, в вузах есть масса интереснейших преподавателей, которые стали настоящими профи своего дела. А общаться с профи всегда очень приятно, да ещё если он владеет преподавательским ремеслом!

В-третьих, считается, что на очном отделении к студентам предъявляется больше требований и поэтому они профессиональнее заочников. Весьма спорное утверждение, однако оно имеет право на существование исходя опять же из моего опыта.

С плюсами пожалуй всё!

Минусы очного отделения:

Минус первый: сложно выделить время для нормальной и продуктивной подготовки к семинарским занятиям. Лекции лекциями, а семинары семинарами. На семинарах надо работать с преподавателем, надо к семинарам готовиться в библиотеке, ну или Интернете. Между тем, по разным направлениям подготовки существует разная нагрузка. Когда я учился, то у нас на историческом в целом было очень либеральное расписание: мы начинали заниматься с 13.30 и заканчивали в 18.30. При этом деканат нам выделял четверг для самостоятельной работы в библиотеке (библиотечный день). На других же факультетах всё было и по жестче: люди занимались с утра до вечера каждый день по 8 пар, а ведь ещё надо готовиться к семинарам, а потом и к зачетам и экзаменам. ….

Именно поэтому многие поступившие абитуриенты не выдерживают такой офигенной нагрузки.

Причем вузовские и ссузовские преподаватели, в отличие от учителей в школе, не будут бегать за студентами. Не пришел на пары – твои проблемы, не набрал баллы на семинарах – поговорим на экзамене. Лично я, бывает, гоняю и четверокурсников на экзамене по всем 16 темам курса…., ну это тех, кто не ходил, но пришел на экзамен. Моя мотивация вполне объяснима и законна: мне интересно, чему студента научился за семестр по моей дисциплине, ведь я же работал, а не отдыхал 🙂

Минус второй: чрезвычайно сложно совмещать работу и учебу. Сейчас высшее образование становится платным, и поэтому многие студенты очного отделения вынуждены помогать родителям платить за образование. А как совмещать работу и учебу? 

Например, лично я пробовал: на третьем курсе неделю работал продавцом книг, а потом неделю учился – в итоге сдал сессию не на привычные пятерки, а с двумя четверками…..

Сложно это – и учиться и работать. И преподавателя тоже надо понимать – он ведь на экзамене оценивает профессиональные навыки студента, которые он потом будет на работе применять. И тут уже возникает вопрос ответственности: приходит как-то студент и говорит: «Вот я болел, а потом работал….». Ты его спрашиваешь : «И что?» Ну а дальше заученная просьба со стороны студента: «Может договоримся?..». Я ему: «Ага: вы мне выучите 16 тем курса, я вас поспрашиваю плюсом к вашему экзаменационному вопросу: а там видно будет, какая оценка». А вообще про таких любителей «договариваться» надо отдельный пост писать с толковыми рекомендациями, что с ними делать. Так что не пропустите и оформите подписку на новые статьи.

 Вот, пожалуй, и все минусы очного отделения. Конечно плюсов больше, но это для кого как.

 Заочное отделение.

 Плюсы:

1. Очень хорошо получается совмещать работу и учебу. Сессия два раза в год, обычно проходит 1 месяц. В эту сессию диспетчера или деканат заочного отделения старается впихнуть невпихуемое: и лекции и семинары и зачеты и экзамены. Однако время для работы – потом целые полгода. Знай только договорись с начальством, чтобы отпускало без проблем на сессию.

2. Как правило, образование на заочном отделении стоит намного дешевле, чем очное. В самом деле: например у нас в вузе очное может стоить и 50 и 60 тысяч рублей. А заочное – 20 – 30 тыс.

3. Тот же диплом о высшем или среднем специальном образовании, что и у очников. Многие думают, что диплом какой-то особенный, «неполный»…. Чушь это всё. По окончании заочного отделения вуза или ссуза выдается такой же диплом как и очникам.

Минусы заочного отделения:

1. Многие вузы, чтобы заработать на заочниках больше, набирают очень большие группы. Например, я несколько раз читал лекции на аудиторию в 100 с лишним человек. Мало того, что без микрофона, так ещё и надо как-то держать внимание этой несуразной толпы взрослых суровых мужчин и женщин…. Тяжело. А студентам и подавно: сидеть такой массой несколько пар несколько недель. И это ладно, если голос преподавателя позволяет объять необъятное – как у меня, например . А бывают, я вам скажу, разные преподаватели: один говорит тихо, другой бурчит себе под нос по бумажке, третьему может вообще не до студентов: дал задание и пусть они там его три часа делают…. За контроль над реальным качеством профессионального образование надо реально бороться, а не проверять бумажки вуза при проверке….

2. Качество образования может быть реально ниже очного. Это обусловливается и тем, что студенты работают, у многих дети, семья – им не до контрольных и курсовых, им нужен тупо диплом. В итоге когда преподаватель реально заставляет делать профессионально учебные работы многие не выдерживают и тупо заказывают работы в агентствах…. Правда горе будет тому заочнику, у которого принципиальный препод найдет плагиат….

3. Учебный процесс на заочном отделении может быть организован хуже, чем на очном. Ну например, это может касаться учебных практик, общения с преподавателями…, которые после 8 пар вряд ли будут расположены к продуктивному общению….

Вот , в общем такие плюсы и минусы очного и заочного отделений, мои друзья. Я вам тут , так сказать, раскрыл все карты и снял все покровы. В итоге, какое же отделение выбрать: очное или заочное?

Если вы хотите устраиваться на работу и работать, а образование получать надо: я бы все же рекомендовал выбрать заочное отделение. Поверьте – мороки будет меньше и Вам комфортнее. Однако перед подачей документов, сходите на день открытых дверей, а лучше всего – поспрашивайте действующих заочников – как оно? Какие преподаватели, как организована учебная практика? И прочее. Многие деканаты эту информацию не дают.

Если же вы хотите получить отсрочку от армии ¬– то я бы рекомендовал всё же пойти на очное. Это при том, если у Вас есть деньги на образование. Если же их нет, то я бы рекомендовал сходить в армию, а после нее уже решить, к какой профессии душа лежит. Очень может так получиться, что в армии понравиться и вы там останетесь: а там военные вузы, училища есть…. Да и привилегий при поступлении у отслуживших тоже есть. Просто лучше для жизни получить то профессиональное образование по той профессии, к которой реально душа лежит. Тогда ты станешь настоящим профи и можно будет открыть рано или поздно свой бизнес…. Потому что настоящие профи требуются всегда в самых разных областях.

И всегда помните, что вуз не гарантия трудоустройства. Есть куча специалистов, которые не нашли свое место работы и работают где придется. Зачем, спрашивается, тратили пять лет своей жизни на «вышку»?

У моей девушки есть давний знакомый, который получил права, устроился таксистом и за десять лет заработал и на свой дом с банькой и на нормальную машину и вообще всё у него отлично. Примеров масса. Так что подумайте, а стоит ли оно того….

На сегодня всё. Всем пока.

 

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

10 комментариев на Очное или заочное отделение выбрать? Быть или не быть?”

  1. Иван

    Два плюса и два минуса за очное отделение;
    Три плюса и три минуса за заочное отделение;
    — Какое выбрать, но я все же пойду на очное….

    Ответить
    • LSSAH

      Если есть материальная база, лучше идти на дневное. Если её нет, то на заочное. Я заочку предпочитаю. 8 пар сидеть — не для меня.

      Ответить
      • Иван

        А бюджетное отделение… Там и материальная база ведь не нужна…

        Ответить
        • Dreammanhist

          Кормить, поить родители будут или сам?

          Ответить
          • Иван

            Ну это и так понятно. Как жили так и будут жить (если ВУЗ в твоем городе-если нет то сложнее) какого-то сверхъестественного уменьшения материальных благ в доходах семьи, думаю заметно не будет…

            Ответить
          • LSSAH

            Вот именно, кормить-то кто будет. А учтём, что немало молодых студенток замуж выходят за студентов и рожают. Придётся ещё и самому двух человек содержать.

            Ответить
  2. LSSAH

    «дал задание и пусть они там его три часа делают». Нормальный подход, если не злоупотреблять им. Так делают, когда с похмелья, или недомогают, или работать не хочется. В школе так же.

    Ответить
    • Dreammanhist

      Это сурово. А какже нести светлое, доброе и вечное? )

      Ответить
      • Иван

        Вы сейчас какого-то трудовика описали 🙂 Дал задание на 1.5-3 часа — работайте, я пойду, чаю попью…

        Ответить
  3. LSSAH

    Заочка лучше. Больше возможностей для продвижения по работе за 6 лет обучения. И работу уже свою за эти 6 лет знаешь. К тому же постоянные сессию тоже большой плюс помимо отпуска. И спросу преподавательского меньше.

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)