Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовиться к егэ по обществознанию и либо повторим, либо узнаем материал темы «Социальные процессы в России». Существует мнение, что они всегда предсказуемы и контролируются людьми. Но это далеко не так, и скоро вы сами в этом убедитесь!
Во многих учебных пособиях данная тема раскрывается только сквозь призму темы «социальная стратификация», что является совсем неудовлетворительным, ведь в тестах егэ можно встретить задания и по этносоциальным процессам (ассимиляция, дивергенция и пр.), по мировым глобальным процессам (глобализация, мультикурулализм и пр.). Видите, какая это многогранная тема? То то. Ну ничего — сейчас всё разложим по полочкам!
Итак тему «Социальные процессы в современной России» нужно начать с определений и примеров.
Само понятие «социальный процесс» означает изменение социального объекта или социальной единицы в течение времени. Социальной единицей, как вы знаете из курса «Социальная сфера» может быть и социальная группа, и социальный институт и пр. Какие же есть социальные процессы?
Социальные процессы, связанные с темой «социальная стратификация«.
Основные социальные процессы
Вот ключевые классификации социальных процессов.
В контексте социальной мобильности выделяют:
- Маргинализация — процесс утери личностью социальных связей со своим окружением. Маргинал — человек, который порвал со своим старым социальным окружением, и пока ещё не вписался в новое…, а может и не впишется. Так, например, человек, приехавший из провинции учиться в вузе — для всё будет новым и он пока ещё не усвоил всех тонкостей жизни в новом социальном окружении — городе. Конечно, есть и конченные маргиналы — бродяги по жизни. Они уже переходят в страту люмпенов.
- Люмпенизация — процесс массового перехода людей в страту «социального дна», когда они становятся социальными аутсайдерами, то есть не желают жить по принятым в обществе социальным нормам. Бродяги, бомжи и другие такие люди являются люмпенами.
Естественно, если в общество много маргиналов и люмпенов — это негативный, кризисный фактор.В этом случае развивается такой негативный социальный процесс как аномии (Эмиль Дюркгейм) я, при котором разлагаются социальные нормы. Существуют пять основных стадий аномии:
- Конформизм имеет место, когда члены общества принимают социальные нормы и культурные цели и достигают их легальными способами.
- Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются социально установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Например, у человека есть цель — деньги. Нормальный человек — пойдет заработает. А при инновации — приобретет их незаконными способами — например сворует, или смошенничает.
- Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают социальные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, ревностные бюрократы каждый день ходят на работу, но ритуально, символически выполняют свои обязанности, или делают вид, что выполняют.
- Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и социальные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”. То есть обычные люмпены 🙂
Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Ну, думаю, про бунтарей понятно. «Отнять и разделить» — их лозунг! :)))
Этносоциальные процессы. Часть из них описаны здесь.
Глобальные мировые социальные процессы
Глобализация — стирание культурных, экономических и даже государственных границ между странами и государствами. Она подменяет национальную культуру — массовой культурой, как правило это культура потребления. Это разумеется негативный признак глобализации. Сегодня во всем мире грубо говоря одни и те же товары, одни и те же (голливудские) фильмы и пр. Это и есть глобализация!
Мультикультурализм — это политика и процесс слияния культур в одно течение при сохранении уникальности каждой культуры. Я здесь конечно всё упрощаю до уровня средней школы, господа академики! Это определение не для вас! А для вас — господа абитуриенты! ;). Кстати, про глобальные проблемы современности читайте здесь.
Вот такие социальные процессы в России вам необходимо знать, дорогие абитуриенты, и уметь применять при решении тестов. Естественно, в России все эти процессы наблюдаются (ну может, кроме бунта) примеры, думаю, сами сможете привести :). Кстати, ВСЕ темы по обществу раскрыты в моем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»
С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков
Обычно слова «дивергенция», «сепарация» воспринимаются школьниками как ругательства. Просмотрев материал и решив тест в данном посте можно понять, что это не так. Дерзайте, господа школьники и абитуриенты)
жаль на сайте нету кнопки добавить в избранное,чтобы можно было делать закладки,на нужных тебе темах..
Сбоку такая оранжевая кнопка — не замечали? ))
Абрек тоже не имеет социальных связей со своим окружением. Но он не маргинал.
А террористы почему не включены?
Про террористов в тестах ЕГЭ нет ничего слава Богу. К тому же эта очень болезненная тема, я не считаю нужным ее здесь поднимать. Разговоры о терроризме приводят к нему, так как эта война «слабых» против «сильных» методом запугивания населения точечными террористическими акциями.
Россия & Солярис
(власть люмпена)
История человечества – это закономерная смена социально-экономических формаций, каждая из которых формировала функционально необходимую властную страту (правящий класс). Россия всегда идёт своим путём. В эпоху, постсоциализма и недокапитализма власть в России «всерьёз и надолго» взяли в свои руки силовые структуры, опирающиеся на часть охлоса (такая система управления обществом называется охлократия). Классическая охлократия недолговечна и является переходным периодом к «нормальной» модели управления. В России симбиоз силовиков и охлократии стал самостоятельной перманентной формой правления полицай-чекистского правящего класса, (теневой) реальной власти «человека с ружьём».
Группы охлоса-люмпенов-нелюдей, контролируемых силовиками полностью или частично и служащих опорой паразитической полицейской власти — это наркоманы, южные торговцы, проститутки, гомосексуалисты, некоторые нацменьшинства, часть людей, прошедших места заключения, отдельные профессиональные группы, люди с некоторыми заболеваниями (дегенераты). По нашим подсчетам силовики, члены их семей, связанные и подконтрольные им сообщества составляют около 40% населения страны. Это класс, аналога которому не было в истории человечества и который соединяет в одном бокале паразитизм рантье с отмороженностью карателей.
Талантливые писатели порой описывают в своих произведениях окружающий мир в аллегорическом смысле. В начале 60-х гг. в Польше вышел роман известного фантаста Станислава Лема «Солярис». Литературоведы до сих пор спорят о том, что хотел сказать автор этим произведением? Когда такой вопрос был задан журналистом самому Лему, он ответил: «Я сам не знаю». Возможно, выдающийся фантаст лукавил, возможно, сказал правду. Творчество процесс непростой. Что стало импульсом к созданию того или иного образа, чем навеяна данная фантасмагория – не понимает порой сам автор.
Тем не менее «расшифровать» сложный фантастический сюжет о странной планете (Солярис), которую обволакивала разумная протоплазма, убивающая или доводящая до самоубийства людей, знающая всё о каждом человеке, контролирующая его поступки, «вытягивающая» из тёмного человеческого подсознания спрятанные в его тайниках аномальные животные влечения и материализующие их – можно, если вспомнить в какое время жил Станислав Лем. В недавнем прошлом участник антифашистского подполья, борец за освобождение Польши от немецких оккупантов обнаруживает пришествие новой тоталитарной власти, устанавливающей всеобъемлющий контроль над гражданами в недавнем прошлом демократической республики, поощряющей всё аномальное, извращённое. В результате было создано одно из самых «загадочных» литературных произведений, в метафорической форме описывающее тоталитарно-полицейское государство
По мнению одного из комментаторов: «Судя по реакции Лема на замысел Тарковского, он и сам не заметил, что описал в планете Солярис все наиболее существенные признаки русской цивилизации» (Романов Роман Романович. Обратная сторона Соляриса).
Мы считаем, что всё с точностью до наоборот: 1. Если в названии Лемовской планеты Solaris переставить буквы получится слово L’Rossia. 2. В этом контексте легко «расщёлкивается» загадка, над которой полвека «бьются» Лемоведы: Почему в повести Станислава Лема (мёртвая) планета Солярис, вопреки законам грамматики польского языка, женского рода? Ответ: Потому что Россия – женского рода. Еврейский юноша из варшавского подполья до конца жизни остался конспиратором, «шифрующим» опасные мысли.
Теневая власть полиции, чекистов, особистов в России за последние десятилетия окрепла и развратилась (в прямом и переносном смыслах) — Каждый день десятки странных полицейских патрулей выходят из ворот отдельного батальона патрульно-постовой службы Владивостокского УМВД. Это полицейское подразделение является центром гомосексуального сообщества владивостокских правоохранителей. Вопреки закону, (точнее наплевав на него) квазисупружеские гомосексуальные пары, заботливо сформированные командиром батальона Анисимовым С.Ю. , с утра до вечера занимаются пропагандой нетрадиционных гомосексуальных отношений среди несовершеннолетних г. Владивостока. Как поётся в известной песне про детство: «пропадали пропадом мы во дворах». Дворы, улицы, площади – вотчина детей, где они традиционно проводят свободное время. Педерасты отдельного батальона ППС совершенно официально (патрулирование) облюбовали эти городские пространства для демонстрации любовных отношений между дядями Стёпами.
Попытка остановить «победное шествие вооружённых аномалов» может закончиться плохо. Согласно закону, демонстрация нетрадиционных отношений несовершеннолетним должна наказываться штрафом как для физических лиц, так и (многократно больше) для организаций. На практике моя попытка помешать двум выродкам в полицейской форме заниматься любовью на детской площадке закончилась плачевно для меня. Оказалось, что я, встав на защиту закона, сам нарушил закон «матерно ругаясь», о чём был составлен протокол, на основании которого меня оштрафовали на 500 рублей. Проводить медико-психиатрическую экспертизу на предмет выяснения гей-интимных отношений Седых А.С. и Мазурова А.С. «компетентные органы» наотрез отказались. Действительно, кто же согласится признать, что целое полицейское подразделение (батальон ППС) – рассадник вредной гомосексуальной инфекции.
В случае с педерастией выражение «дурной пример заразителен» — отнюдь не «фигура речи». Педерастия распространяется «индуктивно». (По мнению психологов: «Индукции идей способствует ситуация … закрытого тоталитарного общества, … Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом. В основе биологии индуцирования лежит эффект …толпы, при котором конкретное поведение осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других» — Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Ростов н/Д. 2002. С. 13.)
Два аномала – Седых А.С. и Мазуров А.С. получили «индульгенцию» за прошлые «педеральные» грехи и разрешение развращать детей Владивостока в будущем. Чем опасно поощрение именно этой «сладкой парочки»? Седых А.С. — активный педераст в этом гей-тандеме, ещё и дегенерат. Это не оскорбление, а медицинская констатация генетического заболевания. (60% педерастов имеют сопутствующие психиатрические аномалии). У дегенератов нет моральных императивов. Их поведение определяется текущим опытом. Проще говоря, оставленные без наказания гей-игры полицая Седых А.С. на детской площадке, позволят ему перейти к более тяжким преступлениям -изнасилованию ребёнка. (При доле в населении 2-4%, гомосексуалисты совершают 36% актов педофилии. — K. Freund «Pedophilia and Heterosexuality vs. Homosexuality» «Journal of Sex & Marital Therapy», №10, 1984; P.193-200).
Североамериканские индейцы (до прихода европейцев) жили на одном месте по нескольку лет. После того как они загаживали прилегающую территорию, делая ее непригодной для проживания, племя снималось с места и переселялось в другой район. Жить сегодняшним днем – закон примитивных сообществ (племя, стая). Силовики, как разновидность примитивных сообществ, будут вести себя так же, «загаживая» свою «среду обитания», коей для них является население России. В результате, на территорию с немногочисленным населением, у которого ослабленный иммунитет и растущий процент гомосексуалистов, придут более развитые, окружающие Россию народы (европейцы, турки, монголы, китайцы и др.), которые и с племенем правоохранителей, а заодно и со всем аборигенным населением (россияне) поступят так же как европейцы поступили с североамериканскими индейцами – загонят в резервации. Таким будет закономерный финал грядущего полицейского правления в России.
Гайкин В.А. кандидат истор. наук. старший науч. сотрудник.
» По нашим подсчетам силовики, члены их семей, связанные и подконтрольные им сообщества составляют около 40% населения страны.»
Как-то слабовато: по каким таким подсчетам чуть ли не каждый второй житель страны — силовик или подконтрольный член семьи? Данные Росстата как-то с этой оценкой не вяжутся