Существует несколько точек зрения на период развития СССР в послевоенные годы. Согласно первой эти годы охватывают период с 1945 по 1953 годы: то есть находятся в рамках периода сталинизма и, в принципе, завершают их. Вторая точка зрения на хронологию этого периода охватывает события конца Великой Отечественной и до Беловежской пущи — краха Советского союза в 1991 году.
Сегодня ситуация с образованием не очень стабильна, поэтому составители тестов могут использовать обе эти точки зрения. Разберем ключевые события истории СССР в эти годы. Однако мы в данном посте будем придерживаться первой, традиционной точки зрения. Поскольку в период с 1945 по 1953 годы страна решала совсем иные задачи, чем те, которые стояли перед ней в другие периоды.
Внутренняя политика
Социально-экономическая сфера. В этой сфере важнейшими задачами государства было решение следующих проблем.
Первая задача: преодоление послевоенное разрухи. Чтобы понять уровень разрухи, обратимся к статистике:
«По данным ЦСУ, только потери от прямого уничтожения и разграбления имущества, без учета потери доходов, составили 679 млрд рублей (в ценах 1941 года) Расходы на войну и потери доходов достигли суммы не менее 1890 миллиардов рублей. Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли: 1710 городов и рабочих поселков; более 70 тысяч сел и деревень;
6 миллионов зданий, лишили крова 25 миллионов человек; разрушили 318850 промышленных предприятий; вывели из строя металлургические заводы, на которых до войны выплавлялось около 60% стали, шахты, дававшие более 60% угля; … угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 миллионов коров…. В войне была уничтожена одна треть национального богатства СССР «
См. Уманский Л.А., Шаболдин С.С. Годы труда и побед. 1917 — 1987. М., 1987. С.120 — 122
Кстати, более детально о потерях СССР в годы войны читайте в посте про то, что такое фашизм.
Вторая задача: преодоление социально-демографического кризиса, который был вызван, во-первых огромными людскими потерями (27 миллионов человек — безвозвратные людские потери), а во-вторых, большой численностью армии, которая нецелесообразна в мирное время.
Третья задача. Тяжелым бременем легло на экономику СССР восстановление стран, освобожденных от нацистско-фашистских захватчиков: Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Венгрии, Югославии и пр. Ещё одно обстоятельство: ресурсы, необходимые для создания атомного оружия. По оценкам экспертов, расходы на создание атомной бомбы к 1949 году были сопоставимы с разгромом гитлеризма. То есть создав атомную бомбу, русский народ (который многонационален!), второй раз победил Гитлера!
Четвертая задача состояла в конверсии всей промышленности на мирные нужды. В самом деле: в мирное время не нужна ни огроменная армия, ни огроменная оборонная промышленность. Кроме того, была и социальная проблема: целое поколение выросло на войне («дети войны»). Многие ребята умели только одним способом решать возникающие проблемы: надо было их обучить мирной профессии.
Все эти задачи решались в Советском союзе именно в послевоенное время.
В политической сфере, вопреки ожиданиям народных масс, проводилось ужесточение политического режима, что выразилось: в не праздновании Дня Победы. Новый виток политических дел и репрессий не заставил себя долго ждать, но уже не массовых, а в сфере культурно-идеологической. Какие конкретно политические дела нужно знать? Борьба с космополитизмом и низкопреклонством перед Западом, Дело журналов «Звезда» и «Ленинград», Дело в отношении произведения (оперы) Вано Мурадели «Великая дружба», Дело врачей.
Внешняя политика
Внешняя политика в послевоенные годы характеризовалась следующими условиями:
Распадом антигитлеровской коалиции, вследствие разности идеологий и путей социально-экономического развития, что выразилось в речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в г. Фултоне. Причины распада антигитлеровской коалиции крылись по многих вещах. Первая — разное социально-экономическое устройство: страны Запада развивались по пути рынка и капитализма, СССР и страны социалистического лагеря — шли к коммунизму.
Вторая причина распада коалиции — страх перед красной угрозой, которую в принципе озвучил Черчилль в Фултоне. Советская армия находилась в центральной Европе, где гарантия, что она не движется дальше? Не случайно США, Англия и бывшие союзники разрабатывали планы нанесения ядерного удара по СССР сразу после окончания Второй мировой.
Демонстрация США своего нового оружия массового поражения: ядерного, которое совсем по иному разложило карты на мировой арене — начинается гонка вооружений. Это события имело историческое значение и тоже внесло свою лепту как в начало гонки вооружений, так и в начало Холодной войны. Когда Г. Трумэна (американского президента) спросили: «Как Вы отдали приказ об атомной бомбардировке Японии?». Он щелкнул пальцами и ответил: «А вот так!».
Обострение противоречий между бывшими союзниками, перешло из латентной фазы в открытую в ходе Берлинского кризиса 1949 г, началом холодной войны. Холодная война — это политического, военное, идеологическое и экономическое противостояние (конфронтация) между странами и системами государств.
Примерно такого плана Вам стоит придерживаться при подготовке к истории. В следующем посте я выложу очередной видеоурок для подготовки к ЕГЭ. Конечно, мы много чего не раскрыли в рамках этой темы. Данная статья об истории СССР в послевоенный период имеет больше ознакомительный характер. Более детально вы можете ознакомиться с этой темой на наших курсах. Не пропустите другие статьи, подписывайтесь на обновления.
В курсе по истории намного подробнее?
Ну да. Там видеоурок идет 37 с лишкой минут. Конечно подробнее!
Зачем непразднование Дня Победы считать ужесточением политического режима?! На самом деле, это ведь очень мудрое решение — не праздновать победу. Как праздновать, т.е. веселиться, тем, кто пришёл с войны инвалидом, кто потерял зрение, у кого нет рук или ног, как веселиться тем, у кого близкие и родные погибли, кто потерял самое ценное в своей жизни?! Празднование Дня Победы в то время — кощунство! Должно было пройти время, чтобы боль немножко утихла, чтобы праздновать.
Это нормально, время прошло — начали праздновать