Требования ЕГЭ по истории и обществу

2012-10-17
Автор: Андрей Пучков
Требования ЕГЭ по истории и обществу
Требования ЕГЭ по истории и обществу

Требования-ЕГЭ

Приветствую Вас, дорогие друзья! Как часто некоторые учителя под конец года начинают гнать горячку, требуя то, чего не задавали, жнут то, что не сеяли? Бьюсь об заклад, что многие родители и учащиеся сталкивались с такой ситуацией. Почему это происходит? Почему сотни, если не тысячи абитуриентов не в состоянии решать тесты ЕГЭ?

Ответ на эти вопросы крайне прост — учителя не всегда в состоянии научить учащегося тем навыкам, которым должны научить, … или привить. Что же это за навыки, без которых невозможна подготовка к егэ по истории и обществознанию? И где вообще о них можно узнать? Узнать о них можно в так называемых ФГОСах: Федеральных Государственных Образовательных Стандартах для средней и полной школы. Именно во ФГОСах содержаться требования ЕГЭ. Также не забывайте о КИМах ЕГЭ по истории и о КИМах по обществознанию.

Последний такой документ был принят 17 июня 2012 года, и уже с 2013 года он был введен в действие. Это значит, что многие тесты егэ  «подбиваются» под этот ФГОС. 

Итак, что же Вы должны уметь и знать «на выходе» из школы по истории и обществознанию по закону? Какие требования ЕГЭ к Вам будут предъявляться?

«История» (базовый уровень) :

1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

«История» (углубленный уровень):

1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;

2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

3) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.

«Обществознание» (базовый уровень) :

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Естественно, что для решения тестов ЕГЭ необходимо владеть указанными навыками на углубленном уровне: то есть не просто знать необходимый материал, а уметь его применять на практике — аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, работать с источниками — оценивать их и прочее. В связи с этим становится ясно, что учитель должен не просто «учить» где ставить галочки в тесте, он должен обучить принципам решения тестов!

Естественно я не прошу Вас сейчас идти к своему педагогу и требовать с него этого. Причины, по которым абитуриенты обращаются к репетиторам всегда разные: возраст школьного учителя таков, что не позволяет ему должное внимание уделять ученикам, либо общий уровень группы таков, что он не может отвлекаться на одаренное меньшинство…. К тому же зарплату в школе платят такую, что жить на нее совершенно невозможно, само собой отсутствует мотивация.

Однако если вы обратились к репетитору-специалисту, имейте, пожалуйста, в виду, чему он вас должен научить. Как обычно достигается такой уровень знаний и навыков? Обычно этот уровень достигается работой с источниками, учебными текстами на занятии, без этой работы не мыслима подготовка к ЕГЭ по истории. Начать следует с чтения источников и их пересказа. А уж затем переходить к навыку аргументации. Здесь надо помнить, что если вы не можете что-то пересказать, значит не можете запомнить и аргументировать. Пересказ основа всего! Есть и другие методы работы.

Не знаю, как Вас, а нас в начале 90-х годов учили устному пересказу в 1 по 5 класс. Поэтому в дальнейшем проблем с памятью и пересказом не возникало :Р

Вы можете скачать мой бесплатный видеокурс по истории Древней Руси. Там я объясняю, как нужно тесты решать и вообще что надо знать по истории Древней Руси. Также даю там рекомендации, как надо работать с этой темой.

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

14 комментариев на Требования ЕГЭ по истории и обществу”

  1. Александр

    Интересная статья)) А вот у меня есть вопрос… Видеокурсы Карамзина по истории… как думаете они эффективно готовят к егэ или нет ?)

    Ответить
    • Dreammanhist

      Видеофильмы по Карамзину — весьма толковые. Но Карамзин жил на рубеже XVIII и XIX веков. Остальной период не вошел в его «Историю». Видео по Карамзину, на мой взгляд, стоит смотреть исключительно для повторения хода событий. И сразу прорешивать соответствующие теме тесты.

      Ответить
  2. Александр

    И ещё вот такой вопрос) Я учу даты но не могу не чего не запоминается выучил только даты с 862 по 1500 годы… дальше не могу… а там ведь есть ещё и даты с 20 века ещё сложнее ((( Можете что нибудь посоветовать

    Ответить
    • Dreammanhist

      А как Вы даты учите? Просто зубрить никакого толку не будет. Для начала возьмите лист бумаги А4, и начертите прямую линию со стрелкой на конце. Берете тему, например Древняя Русь. Изучаете ее. И после пытаетесь без подглядываний изобразить на прямой линии запомнившиеся основные даты и события. И так далее от темы к теме. Листок этот можно повесить возле своего стола на стене, чтоб он постоянно был навиду. Пришли с учебы, глянули — повторили. Учить даты надо только по войнам, да по основным ключевым событиям. Просто учить даты, без привязке к теме графически — не получится.

      Ответить
  3. Александр

    Спасибо за совет) Обязательно попробую!!!!

    Ответить
  4. Егор

    Добрый день. Для запоминания хода и дат Великой Отечественной войны могу посоветовать ресурс http://www.pobediteli.ru/.

    В нем существует прекрасно оформленная мультимедийная карта, на которой показываются все события ВОВ от ее начала и до конца. Также, можно послушать рассказы непосредственных свидетелей происходящего в эти годы — ветеранов, прочитать многочисленные исторические справки, просмотреть фотографии и видео снятые на войне, и с помощью замечательного оформления и музыки полностью прочувствовать трагичность и славу событий Великой Отечественной войны.

    Ответить
    • Dreammanhist

      Спасибо за ценное дополнение! Думаю, читателям оно будет крайне полезно!

      Ответить
    • Ирина

      Спасибо за карту мультимедийную! Отличный ресурс))

      Ответить
      • Dreammanhist

        Это не мне спасибо, а авторам ресурса ))

        Ответить
  5. Егор

    Также для быстрого запоминания можно использовать самый доступный и простой сайт http://ru.wikipedia.org/.

    К примеру:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Битвы,_операции_и_сражения_Великой_Отечественной_войны

    Сам сдаю ЕГЭ, хорошо знаю 19 и 20 столетия… Нужно повторять Древнюю Русь…

    Ответить
    • Dreammanhist

      А вот википедии лично я не очень доверяю. Надо всё же пользоваться специализированными сайтами и ресурсами. Например этими:
      http://ege59.ru/2012/12/17/sajty-po-istorii-dlya-podgotovki-k-ege/

      Ответить
  6. Ирина

    На счёт проблемы, что некоторые учителя не знают как подготовить ученика к решению тестовых заданий. Мой папа говорит обратное, что сейчас именно тесты решать и учат в этом вся и проблема. Он говорит, что нужно не тесты учиться решать, а жить и всем вокруг интересоваться) Вот такой взгляд моего папы на этот вопрос)

    Ответить
    • Dreammanhist

      Ну, да. Думать надо везде уметь, а этому иногда не учат

      Ответить
  7. Иван

    Тесты — теория — тесты — тесты — теория…….

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)