Приветствую Вас, дорогие друзья! Как часто некоторые учителя под конец года начинают гнать горячку, требуя то, чего не задавали, жнут то, что не сеяли? Бьюсь об заклад, что многие родители и учащиеся сталкивались с такой ситуацией. Почему это происходит? Почему сотни, если не тысячи абитуриентов не в состоянии решать тесты ЕГЭ?
Ответ на эти вопросы крайне прост — учителя не всегда в состоянии научить учащегося тем навыкам, которым должны научить, … или привить. Что же это за навыки, без которых невозможна подготовка к егэ по истории и обществознанию? И где вообще о них можно узнать? Узнать о них можно в так называемых ФГОСах: Федеральных Государственных Образовательных Стандартах для средней и полной школы. Именно во ФГОСах содержаться требования ЕГЭ. Также не забывайте о КИМах ЕГЭ по истории и о КИМах по обществознанию.
Последний такой документ был принят 17 июня 2012 года, и уже с 2013 года он был введен в действие. Это значит, что многие тесты егэ «подбиваются» под этот ФГОС.
Итак, что же Вы должны уметь и знать «на выходе» из школы по истории и обществознанию по закону? Какие требования ЕГЭ к Вам будут предъявляться?
«История» (базовый уровень) :
1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
«История» (углубленный уровень):
1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
3) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) сформированность умений оценивать различные исторические версии.
«Обществознание» (базовый уровень) :
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Естественно, что для решения тестов ЕГЭ необходимо владеть указанными навыками на углубленном уровне: то есть не просто знать необходимый материал, а уметь его применять на практике — аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, работать с источниками — оценивать их и прочее. В связи с этим становится ясно, что учитель должен не просто «учить» где ставить галочки в тесте, он должен обучить принципам решения тестов!
Естественно я не прошу Вас сейчас идти к своему педагогу и требовать с него этого. Причины, по которым абитуриенты обращаются к репетиторам всегда разные: возраст школьного учителя таков, что не позволяет ему должное внимание уделять ученикам, либо общий уровень группы таков, что он не может отвлекаться на одаренное меньшинство…. К тому же зарплату в школе платят такую, что жить на нее совершенно невозможно, само собой отсутствует мотивация.
Однако если вы обратились к репетитору-специалисту, имейте, пожалуйста, в виду, чему он вас должен научить. Как обычно достигается такой уровень знаний и навыков? Обычно этот уровень достигается работой с источниками, учебными текстами на занятии, без этой работы не мыслима подготовка к ЕГЭ по истории. Начать следует с чтения источников и их пересказа. А уж затем переходить к навыку аргументации. Здесь надо помнить, что если вы не можете что-то пересказать, значит не можете запомнить и аргументировать. Пересказ основа всего! Есть и другие методы работы.
Не знаю, как Вас, а нас в начале 90-х годов учили устному пересказу в 1 по 5 класс. Поэтому в дальнейшем проблем с памятью и пересказом не возникало :Р
Вы можете скачать мой бесплатный видеокурс по истории Древней Руси. Там я объясняю, как нужно тесты решать и вообще что надо знать по истории Древней Руси. Также даю там рекомендации, как надо работать с этой темой.
Интересная статья)) А вот у меня есть вопрос… Видеокурсы Карамзина по истории… как думаете они эффективно готовят к егэ или нет ?)
Видеофильмы по Карамзину — весьма толковые. Но Карамзин жил на рубеже XVIII и XIX веков. Остальной период не вошел в его «Историю». Видео по Карамзину, на мой взгляд, стоит смотреть исключительно для повторения хода событий. И сразу прорешивать соответствующие теме тесты.
И ещё вот такой вопрос) Я учу даты но не могу не чего не запоминается выучил только даты с 862 по 1500 годы… дальше не могу… а там ведь есть ещё и даты с 20 века ещё сложнее ((( Можете что нибудь посоветовать
А как Вы даты учите? Просто зубрить никакого толку не будет. Для начала возьмите лист бумаги А4, и начертите прямую линию со стрелкой на конце. Берете тему, например Древняя Русь. Изучаете ее. И после пытаетесь без подглядываний изобразить на прямой линии запомнившиеся основные даты и события. И так далее от темы к теме. Листок этот можно повесить возле своего стола на стене, чтоб он постоянно был навиду. Пришли с учебы, глянули — повторили. Учить даты надо только по войнам, да по основным ключевым событиям. Просто учить даты, без привязке к теме графически — не получится.
Спасибо за совет) Обязательно попробую!!!!
Добрый день. Для запоминания хода и дат Великой Отечественной войны могу посоветовать ресурс http://www.pobediteli.ru/.
В нем существует прекрасно оформленная мультимедийная карта, на которой показываются все события ВОВ от ее начала и до конца. Также, можно послушать рассказы непосредственных свидетелей происходящего в эти годы — ветеранов, прочитать многочисленные исторические справки, просмотреть фотографии и видео снятые на войне, и с помощью замечательного оформления и музыки полностью прочувствовать трагичность и славу событий Великой Отечественной войны.
Спасибо за ценное дополнение! Думаю, читателям оно будет крайне полезно!
Спасибо за карту мультимедийную! Отличный ресурс))
Это не мне спасибо, а авторам ресурса ))
Также для быстрого запоминания можно использовать самый доступный и простой сайт http://ru.wikipedia.org/.
К примеру:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Битвы,_операции_и_сражения_Великой_Отечественной_войны
Сам сдаю ЕГЭ, хорошо знаю 19 и 20 столетия… Нужно повторять Древнюю Русь…
А вот википедии лично я не очень доверяю. Надо всё же пользоваться специализированными сайтами и ресурсами. Например этими:
http://ege59.ru/2012/12/17/sajty-po-istorii-dlya-podgotovki-k-ege/
На счёт проблемы, что некоторые учителя не знают как подготовить ученика к решению тестовых заданий. Мой папа говорит обратное, что сейчас именно тесты решать и учат в этом вся и проблема. Он говорит, что нужно не тесты учиться решать, а жить и всем вокруг интересоваться) Вот такой взгляд моего папы на этот вопрос)
Ну, да. Думать надо везде уметь, а этому иногда не учат
Тесты — теория — тесты — тесты — теория…….