Сегодня мы поговорим о том, как готовиться егэ по обществознанию.
Одна из самых больших трудностей, которая возникает у учащихся при подготовке к егэ по обществознанию — это огромный объем материала, который необходимо разобрать. Сегодня я расскажу как надо готовиться к ЕГЭ по обществознанию, а также приведу тесты ЕГЭ по обществу, которые ты найдешь в конце этой статьи.
Обществознание как отрасль знания (это не наука!) охватывает целых восемь больших тем: общество, духовная жизнь общества, человек, познание, политика, экономика, социальные отношения и право.
В этой отрасли знаний задействовано множество вопросов. Поэтому неудивительно, что легче всего подготовка к егэ по обществознанию проходит у тех учащихся, которые имеют хорошие фоновые знания и эрудицию. Не буду тебя пугать, но чтобы приготовиться к егэ по обществу, лучше начать готовится за два года — то есть в начале 10 класса.
Если же ты только начинаешь подготовку, и перешел(а)в 11 класс, то надо очень серьезно подойти к решению тестов по обществознанию.
Нюансы подготовки
Стратегия подготовки к ЕГЭ по обществознанию абсолютно не такая, как по истории!
Это нужно усвоить! По обществознанию все темы более компактно собраны в подтемы, чем по истории. Это безусловно облегчает изучение материала: выучил все термины по социальной сфере жизни общества, выучил основные социальные процессы и вперед — на баррикады, то бишь тесты решать! Однако и здесь есть нюансы.
Первый нюанс: темы по обществознанию бывают столь абстрактны, что учащиеся просто не понимают логики материала. А она есть! И если под рукой нет грамотного взрослого, который бы всё разъяснил — пиши пропало!
Второй нюанс: множество терминов и процессов, между которыми нужно понять жесткие связи! Если ты не понимаешь, как связаны между собой разные социальные и политические процессы, если ты не ориентируешься в социальных теориях, не понимаешь их… то всё, на экзамене будет жесть!
Третий нюанс: тесты ЕГЭ требует не просто уметь ориентироваться в изученном материале, уметь решать простые задачи: по праву, например, понимать суть процессов.
Четвертый нюанс: некоторые темы курса обществознание выпадают из школьного курса: учащиеся просто не успевают его пройти. Эти темы: право и духовная сфера жизни общества (вопросы об истине и прочее).
Каков выход при подготовке к ЕГЭ по обществознанию? Берете толстое хорошее пособие по обществознанию, пособие со схемами и листки бумаги. Читаете материал из пособия, затем повторяете по схемам. Но лучше использовать наши видеоуроки. Начните изучение курса обществознания с нашего свободного мини-курса «Обществознание. Социальная сфера»:
На лист выписываете все термины с определениями. Именно выписываете, а не списываете и не копируете их из яндекс-словарей! Потому что при копипасте ваша моторная память ничего не запомнит! Надо писать, а потом перечитывать написанное! Иначе никак. После того, как такая работа проведена, все изученное ещё раз учится. Связи закрепляются пособием со схемами.
Далее тут же решаем тематические тесты ЕГЭ. Отдаем проверить толковому взрослому, или проверяем сами, смотрим вопросы, в которых допущены ошибки — это непонятые подтемы! Их надо на совесть повторить! И снова прорешать какой-нибудь другой тест.
Однако ещё раз говорю, отдельные тестовые задания требуют повышенного внимания!
Нюанс пятый: при подготовке к ЕГЭ по обществознанию самое важное научиться аргументировать свою позицию. Подробнее об аргументах к эссе по обществознанию я уже писал. Здесь разберем ещё некоторые общие аспекты. Аргументация твоей позиции по тому или иному вопросу может быть предложена как по тексту задания, так и по избранной тобой точке зрения.
Аргументация — это приведение неких утверждений, доказывающих твою правоту, или той точки зрения, которую ты доказываешь. Она строится на следующем принципе: тезис — аргумент. Например: «Скоро будет зима» (тезис) — «потому что сейчас уже осень» (аргумент).
Иногда позиция может быть выражена больше чем одним тезисом, как же тогда действовать?
Если ты видишь сложную позицию, выдели в ней тезисы, из которых она состоит. Например вот такое задание:
«Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1 «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.» Аристотель.
2 «Независимость и свободомыслие – суть творчества» Ф.Миттеран».
Предположим ты выбрал(а) вторую позицию: «Независимость и свободомыслие – суть творчества» . Как ее обосновать (аргументировать)?. Есть два пути — либо ты аргументируешь эту позицию, используя аргументы какого-то ученого или философа, приводя их. Либо используешь общеизвестные факты. Но предварительно, необходимо понять, о чем говорит Ф. Миттеран.
Он говорит о том, что без независимости (свободы воли человека) и свободомыслия (думаю, что хочу) — невозможно творчество. Теперь аргументируем этот тезис.
«Независимость и свободомыслие – суть творчества» Ф.Миттеран»
1. творчество это создание того, чего в природе до этого не существовало. Создание нового невозможно без независимости и свободомыслия человека. Творчество — это порыв, когда человек делает то, что желает. Любые запреты, ущемление свободы человека этот порыв уничтожает
2. например при тоталитаризме государство сдерживает свободомыслие и независимость, следствием этого явилось отставание например СССР в таких научных отраслях как генетика, кибернетика, политология, экономика. Культура была оккупирована государственной идеологией, в результате чего многие талантливые писатели подверглись гонениям: М. Цветаева, А. Ахматова, М.Зощенко, Б. Пастернак и др.
Это привело к господству лишь одного стиля — соцреализма. И наоборот, когда в СССР были созданы конструкторские бюро для создание атомной бомбы, в них ученым была гарантирована свобода творчества (из воспоминаний Л.В. Альтшулера, Литературная газета.1990.6 июня).
Само собой мне тут проще аргументировать — фоновых знаний больше. Вам же я рекомендую при подготовке к егэ по обществознанию больше читать, особенно что-нибудь по истории. Потому что проще всего приводить аргументы из отечественной истории, которую тут же в школе изучаете :).
Приводи свои аргументы в комментариях к этому посту :). Подписывайся на обновления сайта! В следующих постах будут видеоуроки подготовки к егэ по обществознанию!
Как видим подготовка к ЕГЭ по обществознанию — весьма непростое занятие! Оно будет отнимать у Вас несколько часов каждый день. Можно конечно чередовать: день на другие предметы, день на обществознание! А что делать? Хорошее будущее требует жертв.
С уважением, Андрей Пучков
Спасибо за тесты