Внутренняя политика Александра 1

2018-06-17
Автор: Андрей Пучков
Внутренняя политика Александра 1
Внутренняя политика Александра 1

Внутренняя политика Александра 1 — это комплекс мер в сфере внутренней политике, предпринятых в царствование императора Александра 1 Благословенного (1801 — 1825) для: совершенствования государственного аппарата, облегчения положения крепостного крестьянства, совершенствования законодательства и решения круга других вопросов.

В наше время все чаще люди интересуются историей отечества и её популярность растет буквально на глазах. Многие сдают ЕГЭ по истории, которое усложняется с каждым годом и сегодня, хоть и кратко, речь пойдет, пожалуй, об одном из самых интересных и противоречивых моментов истории России – внутренней политике Александра 1, которое происходило на фоне эпохи революций в Европе и эпохи Просвещения.

Внутренняя политика Александра 1

Император Александр Первый (1801 — 1825)

Детство и юношеский период

Свое детство будущий управленец провел под чутким надзором своей бабушки Екатерины 2 и личным воспитателем швейцарцем Лагарпом.  Именно они познакомили его с работами великих французский просветителей, таких как Жан-Жак Руссо. В этот период у юноши уже установились в голове либеральные ценности, которые в дальнейшем и повлияли на его правление.

С чего все начиналось? «Дней Александровых прекрасное начало…»

Правление Александра 1 началось в 1801 году. Тогда, в ночь с 23 на 24 марта был убит группой заговорщиков в Михайловском замке отец будущего императора – Павел 1,причем с молчаливого согласия сына, за что тот потом будет испытывать угрызение совести всю оставшуюся жизнь. Не успев взойти на престол, молодой правитель начал бурную деятельность по изменению ситуации внутри страны.

Начались проводиться реформы по изменению всех аспектов русского государства вместе с мудрейшим управленцем М.М Сперанским, который оказал наибольшее влияние, и даже сам Наполеон отметил его грамотность и способности.

Внутренняя политика Александра 1

Тот самый М.М. Сперанский

Именно время с 1801-1806 год считалось пиком реформ, а период до Отечественной войны А.С Пушкин метко назвал «Дней Александровых прекрасное начало…»

  • Для помощи монарху был создан в 1801 г. Непременный совет. Молодой правитель попал в своеобразный «бермудский треугольник» из придворных Екатерины 2,Павла 1 и новоиспеченными людьми. Деятельность этого совета была направленна на отмену непопулярных реформ отца и обсуждение законопроектов, но затем утратил свою роль и был упразднен в 1810 году. За время его действия восстановили жалованные грамоты дворянства, разрешен ввоз зарубежной литературы и дворянам разрешили выезд заграницу.
  • В 1801-1803 г. был созван Негласный совет, в состав которого входили князь Кочубей, граф Строганов, Новосильцев и князь Чарторыйский. Именно здесь подготавливали важнейшие реформы.
  • 1802 г .– Министерская реформа, идеей которой была замена коллегий министерствами. Если в коллегиях выполняли работу группа людей, то в министерствах он был один. Были созданы такие министерства, как военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.
  • В стране было крепостное право, которое тормозило прогресс в России. Надо было решать крестьянский вопрос. Александр 1 не стал убирать его, хотя в 1804-1805 г. оно было полностью отменено в Прибалтике, и поэтому он издал в 1803 году указ о вольных хлебопашцах. Крестьяне могли за выкуп и согласие помещика становиться свободными «вольными хлебопашцами».
  • Также стоит упомянуть систему образования, ведь именно в этот период оно сформировалось как обязательное, но было сословным и делилось на 4 ступени. 1)Приходские церковные годичные школы для крестьян, где учили считать, читать и писать. 2)Уездные двуклассные школы для горожан и купцов. 3)Губернские четырехклассные гимназии для дворян. 4)Университеты для дворян и особо одаренных людей других сословий. Император всячески содействовал развитию образования в стране и считал, что именно на нем все должно строиться .С 1802 по 1819 год были открыты университеты в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани и Санкт-Петербурге. В 1804 г. был издан «университетский устав», который устанавливал автономию высших учебных заведений, благодаря которому государство не вмешивалось в их дела.
  • 1810 г. -Учреждение государственного совета. Это был высший совещательный орган в Российской Империи и просуществовал до самого её конца. Здесь рассматривались важнейшие законопроекты. Император мог прислушиваться к советам, но принимал решение лишь он сам.
  • 1810 г. — Создание Военных поселений. Солдаты могли жить на определенной территории, заниматься своим хозяйством и жить с семьей.
  • Это позволило крестьянам сочетать службу в армии с обычной жизнью.

Середина и конец правления. «Аракчеевщина»

После победы в Отечественной войне 1812 года Александр резко поменял свое мировоззрение. Он боялся распространения революционных людей и поменял реформаторскую деятельность на «реакцию».

Внутренняя политика Александра 1

Фаворит царя А.А. Аракчеев

Отстранение Сперанского от власти и возвышение Аракчеева стали причиной реакционной деятельности. Этот период продолжался с 1812 г. и до смерти правителя в 1825 году. Характеризуется полицейской деспотией и палочной дисциплиной, жестким подавлением любых волнений. Неразрывно связан с военными поселениями, в которых установился железный порядок. Однако ,не смотря на это, правительство предпринимало шаги по постепенному введению конституции

  • В 1815 г. была дарована конституция Царству Польскому. Польше разрешалось иметь свою армию и оставить их старинный государственный орган – сейм, а так же свобода печати.
  • Была разработана «Уставная грамота Российской Империи». Её введение означало бы колоссальные изменения в жизни граждан и, по сути, введение конституционной монархии. С возвышением Аракчеева этот план был отброшен и забыт. Началось укрепление самодержавия.

Вывод

Внутреннюю политику Александра 1 можно описать как противоречивый период, который делится на два этапа. Сначала это коренные преобразования и реформы, затем реакция и укрепление самодержавной власти. Но нельзя отрицать вклад этого исторического деятеля в нашу страну.

В этом посте мы разобрали лишь самые общие моменты. Подробное занятие по этой теме, а также презентации, кроссворды, тесты первой и второй части с проверкой профессиональным преподавателем, вы можете посмотреть на наших курсах подготовки.

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)