Рационализм в философии это...

2017-04-18
Автор: Андрей Пучков
Рационализм в философии это...
Рационализм в философии это...

Люди всегда желали познать окружающий мир, выяснить принципы, закономерности его существования, развития. Кроме того, великие умы человечества также интересовал вопрос о том, каким образом происходит сам процесс познания, что такое знание само по себе, как оно соотносится с предметом исследования, как осуществляется переход от незнания к знанию, каковы критерии истинности. Все эти вопросы поднимались философами.

Рационализм в философии это одна из попыток определить источник знаний. Это такой взгляд, согласно которому достоверно познать мир можно только благодаря разуму. Определение рационализм имеет латинское происхождение, где «ratio» переводится как «разум». Основными оппонентами рационалистов были представители эмпиризма, которые признавали источником знания опыт.

Рационалисты утверждали:
1. Опыт без разума не имеет смысла.
2. Разум способен делать открытия, изначально не опираясь на опыт.

Кстати рекомендую статью про немецкую классическую философию.

Зарождение идеи рационализма

Сократ. Первые идеи рационализма появились в эпоху античности. Например, в философии известного древнегреческого философа Сократа прослеживается рационалистическое понимание мира и человека, который, прежде всего, должен познать себя. По мнению Сократа, знание – это благо, а невежество – зло. Для того, чтобы человек вел себя нравственно, ему нужно знать о том, что хорошо, а что плохо. Зная как поступать хорошо, люди не будут делать по-другому, ведь никто не станет сознательно совершать ошибки.

Сократ

Рационализм Сократа называют этическим, поскольку его учение ориентировано на понимание нравственного самоопределения человека, основой которого выступает его разум, знание. Сократ не оставил после себя никаких записей, потому что обучал людей, проводя с ними живые беседы. Однако мы знаем об основных взглядах учителя, благодаря его последователям. Одним из знаменитых его учеников был Платон, произведения которого написаны в виде диалогов.

Платон. Платон полагал, что материальный, видимый и осязаемый мир есть лишь отражение мира идей. Поскольку материальные вещи изменчивы и непостоянны, то они не соответствуют устойчивым понятиям. Например, понятие прекрасного. В реальном мире существует множество прекрасных вещей: цветы, красота женщины, и т.д. Но это качество «прекрасного» непостоянно: цветок завянет, женщина постареет и ее внешность изменится.

Платон

Поэтому Платон рассудил, что объекты чувственного мира не могут быть источником понятий. Поскольку само понятие «прекрасного» неизменчиво, его объектом должно быть тоже нечто постоянное. И далее Платон предположил, что существует некий мир идей, в котором находится душа до рождения. В отличие от мнения, что постижение мира основывается на телесных чувствах и ощущениях (как считало большинство древнегреческих философов), Платон решил, что только разумная часть души может познавать.

Например, человек видит благодаря органам зрения, ощущает прикосновение и т.д., это является чувственным познанием. Вместе с тем, существуют и другие знания, недоступные телесному восприятию. Каким органом тела можно познать справедливость или тождество? Платон делает следующий вывод: познание есть припоминание душой того, что она созерцала, находясь в мире идей. Таким образом, в основе учения Платона о постижении мира лежит идея о рациональном, а не чувственном познании.

Рационализм Нового Времени

Рационализм как система и направление появился в эпоху Нового Времени (16-18 вв.). И это объяснимо. Для каждой эпохи характерно определенное мировоззрение и философское осмысление, которые связаны с социальной, экономической, политической, научной обстановкой. В Европе Нового времени происходит изменение во всех сферах жизни общества. Феодализм исчезает, развивается капитализм, что требует развития науки, машинизации производства.

Средневековое религиозное понимание ничтожности человека, сменяемое в эпоху Возрождения возвышением его творческого, чувственного начала, в Новое Время уступает место идее просвещения людей, вере в разумность и человеческие возможности. Потребовалась личность нового типа: знающая, деятельная, решительная. Развитие науки и техники, научные открытия и изобретения повлияли на мировоззрение людей, которые уверовали, что могут изменить многое.

Не удивительно, что подобная атмосфера способствует разработке принципов рационализма, формирование его как системы. Сторонниками рационального метода познания стали видные ученые и философы: Рене Декарт (1596—1650), Бенедикт Спиноза (1632—1677), Готфрид Лейбниц (1646—1716).

Декарт

Декарт искал метод познания, при помощи которого окажется возможным увидеть истину. Он считал, что ощущения, чувства способны вводить в заблуждение, поэтому не могут служить источником знаний. Не следует полагаться на них, а также на авторитетные мнения, следовать необходимо лишь разуму.
Для получения достоверного ответа, необходимо все подвергать сомнению. Истинным является лишь очевидное, то, в чем невозможно сомневаться. Можно усомниться даже в собственном существовании, но сам акт сомнения (а значит мышления) очевиден. Декарт пишет:«Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую».

В деле изучения нужно разделить предмет на простые составляющие, с целью их познания. Сначала постигать простые вещи, а затем уже переходить к все более сложным. Методом истинного познания вещей Декарт полагал дедукцию – следование в изучении от общих положений к частным.
Декарт по праву считается основоположником рационализма.

Пример дедукции
(Общий, не имеет отношения непосредственно к Декарту):
Все дельфины млекопитающие
Афалины – дельфины
Следовательно, афалины млекопитающие
Произведения Декарта
 — «Рассуждения о методе, чтобы правильно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
 — «Размышления о первой философии»
 — «Первоначала философии»

Спиноза

Спиноза. Кратко его взгляды касательно вопроса познания можно изложить так. Мир познаваем. На чувственном уровне (низшем) — поверхностно, при помощи разума и интуиции открывается истина.
Произведения Спинозы
 — «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье»
 — «Богословско-политический трактат»
 — «Трактат об усовершенствовании разума»
 — «Этика, доказанная в геометрическом порядке»

Лейбниц. Главным является его учение о монадах. Монады – это неделимые субстанции, из которых состоит мир. Постичь их возможно только разумом. Лейбниц считает, что все идеи изначальны, являются врожденными потенциями человека. Например, некие способности или предрасположенность к чему-либо. Однако полностью чувственный опыт не отрицал.

Произведения Лейбница
 — «Монадология»
 — «Новые опыты о человеческом разуме»

Подводя итог, можно сказать о том, что рационализм, как отдельный метод познания все же страдает однобокостью и чрезмерным абстрагированием.



Политика конфеденциальности Пользовательское соглашение

Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)