Материализм это в философии...

2017-04-17
Автор: Андрей Пучков
Материализм это в философии...
Материализм это в философии...

Понятие и содержание термина

Веками человечество беспокоил важный философский вопрос – что первично: материя или сознание, дух? Материализм это в философии концепция, утверждающая, что в основе мира лежит физическое вещество. Поскольку организм человека тоже состоит из него, то рассудок, эмоции являются его продуктом, а значит, вторичны.

Ему противопоставлен идеализм, последователи которого считают, что вещественная оставляющая мироздания или объективная реальность второстепенны, образованы по произволению сверхъестественного разума (Бога, Творца) или происходят от Абсолютной Идеи, а духовная составляющая предшествовала материальной.

Такие подходы не только отражается на взглядах о возникновении вселенной, но и в различных трактовках существования, познания, природы и миссии человека, общества.

Стараясь кратко сформулировать постулаты направления, можно перечислить следующее:
— материя – первопричина бытия;
— эта субстанция никем не создана и существует вечно;
— время, пространство, движение – ее формы;
— все явления порождены ею;
— психика, осознанность (субъективная реальность) – неотъемлемые принадлежности материи;
— главный источник знаний – действительность;
— личность способна постичь макрокосм до конца при помощи практики;
— космос, биосфера, живые организмы, социум сливаются в единое целое и неразрывно связанны.

Определение и суть данного философского мировоззрения прошли длительный путь эволюции. Стихийный (вульгарный) материализм в отличие от научного, присущ каждому индивиду, уверенному в не иллюзорности окружающей действительности.

Ранний период развития

Еще в VI ст. до н.э., древнегреческий философ Фалес выделил в качестве исходной основы – воду. А вслед за ним Гераклит – огонь; Анаксимандр – первовещество апейрон; Анаксимен – воздух; Анаксагор – мельчайшие «семена»; Демокрит и Левкипп – атомы.

На Востоке в Индии 2500 лет тому назад существовала доктрина чарвака или локаята – учение о материи с ее многообразием.

В Древнем Китае схожим образом рассуждали Хуань Тань и Ван Чун, говорившие о вещественном фундаменте среды существования – ци, из которого возникают объекты и события.

В системе Эпикура (342 – 270 г. до христианской эры) вселенная складывается из атомов. Природные явления объяснялись действием естественным законов, а их осмысление должно было вести к освобождению от страха перед божествами.

Ученик отца эпикуреизма — Лукреций Кар (99-50 гг. до н. эры) в поэме «О природе вещей» развил и дополнил описанные тезисы, обращаясь к натурфилософии – синтезу естествознания и философских размышлений. Видел цель жизни в достижение атараксии (душевного спокойствия) посредством изучения естественных закономерностей.

Эти суждения имели свои недостатки: не разделяли физическое и психическое, устремлялись к мифологии. Но оказали некоторое влияние на поиски эпохи Возрождения и раннего Просвещения, в частности школы номинализма и концептуализма Д. Скота, П. Абеляра, У. Оккама (XI – XIV ст.), пытающихся истолковать субстанцию, как предел творения, из которого слагается все, кроме Бога.

Метафизическая и диалектическая разновидности

Позже оформился метафизический (механистический) материализм, названный так потому, что представители течения в своей методологии использовали метафизику – анализировали явления по отдельности, игнорировали их связи и противоречия.

Первым официальным теоретиком стал Ф. Бэкон (1561—1626), хотя сам термин был предложен Г. Лейбницом (1646—1716). Соглашаясь с главенством материи, ее самоорганизацией, Бэкон сосредоточил внимание на аспекте овладения знаниями, базирующегося на опыте (эмпиризм). Ученый ввел в обиход индуктивный метод логического рассуждения (от частных выводов к общим) и применял экспериментальную проверку гипотез.

До этого другой англичанин Т. Гоббс (1588—1679) описывал вселенную как механистический порядок, где предметы обладают определенными характеристиками и перемещаются. Чувства и мысли – инструменты их восприятия, часто искажающие точные черты предметов. Чтобы избежать этого, нужно поэтапно прибегнуть к индукции и логической дедукции (сделать частный вывод из общего).

Дж. Локк (1632—1704) настаивал на важности ощущений для постижения действительности (сенсуализм), оспаривал позицию Р. Декарта (1596—1650), признававшего материю и сознание («мыслящую вещь») двумя равноправными началами мироздания (дуализм).

Б. Спиноза (1632—1677) вывел понятия бесконечной и безначальной субстанции и ее атрибутов – мышления и протяжности, которые не зависят друг от друга. Внедрил категории причины и следствия, связующие проявления, случаи воедино. Тяготел к рационализму – оценке интеллекта как ведущего инструмента познания.

В сочинении «Система природы» П. Гольбах (1723—1789) углубил тезис о причинности. В упомянутой концепции отношения в социуме, политика, душевные переживания физически обусловлены и упорядочены. Невозможен хаос или чудеса, религия не помогает, но вредит прогрессу. Разум, правда и нравственность – вот настоящие добродетели.

Русский учений М. Ломоносов (1711—1765) полагал, что материя состоит из элементов – корпускул. Из них формируются тела, отличающиеся динамизмом.

Л. Фейербах (1804—1872) прорабатывал роль человека, потому его материализм именуется антропологическим. Ученый считал, что как биологическое существо, субъект не наделен бессмертием. С окружающим миром знакомится через органы чувств и понимает его компоненты, в первую очередь других людей. «Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие» — таков девиз вышеуказанной философии.

Ключевые принципы диалектического материализма, разрабатываемого К. Марксом (1818—1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895), сводятся к признанию материи и движения мысленными абстракциями. Движение – это способ существования вещества, носящее характер взаимодействия двух противоречивых сторон: жизни и смерти, добра и зла и т.д. Наивысшее его выражение — мыслительная деятельность наряду с самопознанием и самосознанием, как отражением яви. Рассудок лишен пространственно-временных признаков, но гарантирует свободу личности через волю и выбор.

Отсюда вытекают три закона:
— единства и борьбы противоположностей;
— трансформации количественных перемен в качественные;
— отрицания отрицания (преемственности и спиралевидности развития).

Кстати, рекомендую статью про основы немецкой классической философии.

Новейшие тенденции

Современные материалистические теории вырабатываются в русле смешанного, механистического и диалектического истолкования в рамках неопозитивизма и др. школ. Р. Селлерс (1880—1973) в границах критического реализма изучал материальную основу овладения информацией. Сторонники научного материализма отождествляют духовный опыт с мозговой активностью (Д. Смарт, Д. Армстронг — ХХ в.). Б. Рассел (1872—1970) и приверженцы неореализма исследуют мышление как производное органического начала. Философ из США Б. Смит (1952 г.р.) обратился к проблемам бытия и чувств с точки зрения феномена «видения» реальности. Очевидно, искания в будущем сосредоточатся именно на знаниях и личности.

С уважением, Андрей Пучков



Политика конфеденциальности Пользовательское соглашение

Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)