Сознание в философии это...

2017-04-04
Автор: Андрей Пучков
Сознание в философии это...
Сознание в философии это...

Иногда у ребят возникают проблемы с таким абстрактным понятием, как сознание. В этом посте разберем эту непростую тему. Сознание в философии – субъективная реальность; содержание всех форм общественного и индивидуального духовного мира; свойство человеческого мозга отражать объективный мир в идеальных образах, которые выражаются в языке и служат регуляторами человеческой деятельности.

Одна из самых острых философских проблем – проблема сознания. Можно говорить о каких-то проявлениях «сознательного» отношения животных к окружающей среде. Но это лишь видимость; в этом больше нашего желания видеть животных подобными нам, чем очевидного. Признаем, что человек – единственное существо (по крайней мере, пока) в мире, обладающее сознанием.

Структура сознания

В истории философии есть несколько вариантов решения проблемы возникновения сознания: божественный, материалистический, идеалистический, космический, мутационный. Следует заметить, что какому бы варианту мы ни отдали предпочтение, однозначно определить природу сознания невозможно – «тайна сия за семью печатями есть». Нам остается принять сознание за данность и попытаться продвинуться к его сути.

Что же включает в себя оно с точки зрения философии? Первым элементом его являются ощущения – работа пяти всем известных органов чувств человека. Далее следует восприятие – способность нервной системы передавать сигналы от ощущений в головной мозг. Затем – представление. На этом этапе происходит формирование чувственного образа объекта и сравнение его с уже имеющимися образами. Все эти элементы наблюдаются и у высших животных; в биологии это психика. Но на этом и заканчивается наше сходство с животными, а собственно сознание только начинается. Речь идет о воображении.

Это уникальная способность человека создавать идеальные образы объектов и оперировать ими. Понятно, что имеется в виду мысль (ум, разум, рациональное). Именно это и является главной загадкой в проблеме сознания. Благодаря мысли человек может анализировать, познавать, сравнивать, действовать ассоциативно и интуитивно, а следовательно, целесообразно и целенаправленно.

Способность человека создавать идеальные образы (мыслить) обуславливает диалоговую природу сознания. Человек может рефлексировать, то есть смотреть на себя (разумеется, абстрактно) и свое обращение к объекту внимания со стороны. Сознание, таким образом, изначально предполагает внутреннее раздвоение, внутренний диалог, что и является сутью мыслительного процесса. Животные не обладают способностью рефлексировать – создавать идеальные образы, мыслить, а значит, не имеют сознания.

Но нельзя сводить его только к воображению. Дело в том, что человеческие ощущения, восприятие, представление, воображение – одна система, где все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Немецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие «апперцепция» (лат. Ad – к, perception – восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего жизненного опыта и уровня интеллекта. То есть то, как ощущает и воспринимает человек окружающее, зависит от того, как он мыслит. Другими словами, наши мысли источником информации имеют ощущения, а последние окрашены нашими мыслями.
Сознание не есть продукт отдельного (индивидуального) человека.

Диалогический характер сознания имеет социальную природу; вне социума человек и сознание невозможны. Человек рефлексирует, оценивая себя, только в сравнении с чем или с кем-либо. Целесообразная деятельность невозможна без общества.

Для функционирования сознания необходим язык. Язык здесь понимается как выражение сознания с помощью знаковых символов (буквы, цифры, графики и т. д.) и речевых сигналов (слово). Язык определяется сознанием, но и сам играет активную роль в отношении его.

Бессознательное в сознании

В связи с сознанием говорят о бессознательном (иррациональном). В упрощенном виде бессознательное есть действия, совершаемые автоматически, рефлекторно, когда человек не сопровождает эти действия мыслительным усилием. Например, невменяемость имеет психическую природу, но не сознательную. В глубоком смысле бессознательное понимается как особая область человеческой психики, определяемая не животными, а именно человеческими инстинктами. Действительно, многое в поведении людей и даже целых групп трудно объяснить с точки зрения сознания. Мысль – логична, бессознательное – алогично.

Некоторые современные исследователи даже считают, что бессознательное – более глубокое духовное образование, нежели сознание; именно оно в основном определяет всю жизнь человека.
Формой сознания является самосознание. Это выделение человеком самого себя в ряду других людей и из окружающего мира. Наши далекие предки себя практически не осознавали: они все были «на одно лицо».

Развитие способности рефлексировать привело к тому, что отдельный человек обнаружил свою непохожесть с другими – начал осознавать себя. Суть у всех людей одна, но проявляется она у каждого по-своему. Это индивидуальное проявление и есть самосознание. Оно есть у каждого, но степени его различны и неповторимы. Это можно объяснить и физиологическими причинами (например, нарушения в работе головного мозга), и наследственностью. Но главное все же – в социальной природе человека, в его самооценке, способностях к самоанализу и изменению себя самим. Оба качества имеют диалоговую природу.

Осознать себя человек может только через других людей: оценивание себя на фоне других, сравнивание себя с другими. Качество этого процесса зависит от полноты и глубины общения. Многие люди малоэффективны в общении (здесь очень много причин и аспектов), поэтому мешают диалогу, лишая тем самым себя возможности заглянуть в себя глубже, узнать себя лучше. А значит, и их практическая деятельность недостаточно эффективна. Значит, самосознание – это способность каждого отдельного человека быть самим собой.

Сознание и познание

Человек – часть мира. Для того чтобы существовать в нем, он должен понять суть вещей и мира в целом. Проблемами этого процесса в философии занимается гносеология (теория познания). Процесс познания имеет своей целью и результатом знание. Знание нельзя отождествлять с информацией. Информацию человек получает постоянно и часто неосознанно – это сигналы внешнего мира; многое из этого потока человеку бывает не нужно. Знание же – результат целенаправленной мыслительной и практической деятельности людей. В гносеологии сформировалось обобщенное понятие знания – идеальный образ объективной реальности, получаемый в результате целенаправленной мыслительной деятельности. (Насколько этот образ соответствует и должен соответствовать реальности, будет рассмотрено в следующей теме)

Процесс формирования знания сложен и весьма противоречив. Знание, с учетом диалогичности сознания и объективности информации, не может быть получено. Оно формируется самим человеком. Можно дать информацию, но невозможно дать знание, поскольку информация сама по себе бесценностна и может не иметь жизненно важного значения для человека. Знание же – основа практической деятельности последнего.

В гносеологии принято выделять следующие составляющие процесса познания человеком мира и самого себя: предмет, объект, субъект.
Предметом познания является все то, что окружает человека. Сюда входит то, на что мы часто не обращаем совершенно никакого внимания – объективная реальность. Предмет познания, например звезда, которую мы не видим и ничего о ней не знаем; но она есть. Как только мы обратим на нее внимание в любом варианте: увидели, представили, вообразили – она становится объектом познания. Значит, объект – это то, на что направлено наше внимание сознательно.

Следует помнить, что и предмет, и объект познания независимы от человека. Однако как только мы имеем в виду объект, мы должны говорить о субъекте. Субъект – это человек, осознанно направивший свое внимание на объект. Как только человек обратился к предмету осознанно, последний становится объектом. Объект, как и предмет, объективен и от человека независим. Но предмет существует сам по себе, а объект – только в связи с человеком. Поэтому в гносеологии эту связь определяют как субъект-объектный дуализм (лат. Dualis – двойственный).

Итак, цель и результат гносеологического процесса – получение знания. Знание объективно по источнику: объект не зависит от человека, но субъективно по форме выражения: то, как и что я сужу об объекте, зависит от меня. Получается, что объект становится частью человека в его понимании – приобретает форму субъекта. С другой стороны, объект нужен человеку, и он становится формой объекта. Таким образом, субъект есть олицетворение объекта, а объект есть олицетворение субъекта. В этом и заключается субъект-объектный дуализм.

В процессе познания выделяют две стороны: чувственное и рациональное. Первое основано на работе органов чувств; с этого начинается познание – получение информации от объекта. Надо помнить, что чувства человека весьма несовершенны и часто ошибаются. Поэтому основным требованием к этой стороне познания является необходимость тщательной опытной проверки данных чувственного восприятия. Здесь главным является объяснение явлений.

Вторая сторона – рациональное. Здесь упор делается на способность человека представлять объект идеально (абстрактно). В этом случае совершается своеобразный отрыв от детальных конкретных характеристик объекта и он предстает в виде понятия (знания). Здесь же главным является понимание явлений как по сути, так и во всей полноте.

Безусловно, что обе стороны гносеологического процесса взаимосвязаны. Но нельзя представлять его однолинейным – от чувственного к рациональному. Да, без чувственных данных знание об объекте невозможно. Но способность человека абстрагироваться позволяет ему оперировать в буквальном смысле идеальными образами. Последние олицетворяют собой то, чего нет в реальной действительности; это символы ее.

Например, в природе нет абсолютно твердого тела, так как любому твердому найдется что-то более или менее твердое. Оперируя же понятием «абсолютно твердое», мы не имеем в виду никакой ему альтернативы. Но тем самым мы четче представляем себе, что такое «твердое». Более того, человек способен, абстрагируя, создавать чисто идеальные образы, отрываясь от чувственного восприятия. В этом случае познание далеко уходит от действительности и в определенном смысле творит ее.

Результат творения в гносеологическом аспекте не есть плод чистого любопытства; он в итоге все равно должен быть проверен практикой.

Память – уникальная способность человека к сохранению и воспроизведению того, что уже было. Животные тоже имеют память. Но у них она основана на инстинкте и приобретенном. «Запоминать» то, что не предусмотрено инстинктом или, например, дрессировкой, животное не будет. Человеческая же память основана на воображении. Чувственность здесь, безусловно, присутствует как толчок к формированию идеального образа. Но затем в дело вступают рациональная сторона сознания и оперирование идеальными образами. Мы помним подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года. А ведь у нас нет чувственного восприятия тех событий, есть лишь документы, которые нам оставили люди со своим восприятием. Однако в нашей памяти сохранилась, в сущности, адекватная картина того, что было в 1812 году.

Таким образом, память выполняет важнейшую гносеологическую функцию – передачу накопленного познавательного багажа от поколения к поколению, от человека к человеку.

Человеческое сознание (познание) имеет эйдетический характер (греческое eidos – образ). Человек способен долгое время сохранять в своей памяти образы предметов внешней действительности. Толчком к этому является восприятие этих предметов через органы чувств – чувственный образ. На этой основе создается идеальный образ, который уже не содержит в себе чувственного восприятия; это воображение. Таким образом, эйдетичность познания заключается в следующем: человек через органы чувств воспринимает окружающую действительность – запечатлевает предметы в виде чувственных образов (это сродни фотографированию).

Затем, абстрагируясь на основе способности рефлексировать, создает идеальные образы и оперирует ими. Так вот, последние становятся относительно самостоятельными, что и позволяет человеку совершать мыслительные операции, прямо не зависящие от внешнего мира. Чувственное восприятие дает толчок созданию идеальных образов, воображение – основа творчества в отношении внешних предметов.

С уважением, Андрей Пучков



Политика конфеденциальности Пользовательское соглашение

Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)