Что такое «фрагментарные знания», и в чем их опасность?

2017-03-27
Автор: Андрей Пучков
Что такое «фрагментарные знания», и в чем их опасность?
Что такое «фрагментарные знания», и в чем их опасность?

Всем привет! Совсем скоро реальный ЕГЭ 2017, кстати, досрочный этап уже наступил. На днях звонил какой-то молодой человек — интересовался, где ему сдавать досрочник в понедельник в Ленинградской области. Конечно, лестно, что меня и мой ресурс уже воспринимают как официальную инстанцию. Но я таковой не являюсь — а наш ресурс просто помогает сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию.

Идея написания этой статьи появилась из моей практики каждодневной работы по подготовке ребят на моих курсах подготовки. Коллеги-практики меня поймут: рано или поздно возникает момент осознания, что же ты делаешь, как твои ребята умудряются сдавать на 90 баллов ЕГЭ и выше. Недавно на ютубе один молодой человек, видимо в сердцах, в комментах к одному из моих видео воскликнул: «Какие 90 баллов! Мне бы хотя бы проходной сдать!». Кто не в курсе проходной балл — 42 по обществознанию из ста, история — 32 балла из 100.

Снова немного отошли от темы, хотя на самом деле нет 🙂 Какие цели себе ставите, таких и достигнете, какою мерой мерите других, такой же и сами будете измерены. Цели надо ставить себе высокие, чтобы были отличные результаты. Ну и работать над своими компетенциями надо тоже серьезно.

Так вот. О фрагментарных знаниях. 


Опасность фрагментарных знаний по истории

Бывает, готовишь абитуриента. И он, вроде как много чего помнит и знает: и тесты нормально решает, и задания выполняет. На вопросы тоже хорошо отвечает. Однако стоит ему сесть за общий тест ЕГЭ — начинаются у него проблемы, оказываются пробелы в таких местах и темах, в которых доселе они были не видны.

При этом такие ребята очень любят демонстрировать свои фрагментарные знания, которые по отдельным темам и в самом деле могут быть глубоки. Например, такой абитуриент расскажет тебе о неизвестных тебе доселе фактах Советско-Финской войны, особенности бомбардировки Перл-Харбора, или подробности о личной жизни У. Черчилля... И это на самом деле круто! То есть человек как-то читал статьи на такие темы или даже монографии и ему, разумеется масса всего может быть известно, вплоть до марок пулеметов, или эволюции танков — благо компьютерных игр сейчас хватает!

Однако стоит такого человека системно опросить, например по этому списку вопросов. И он сразу будет мямлить, теряться, оговариваться. При этом, когда указываешь ему на такие пробелы, и говоришь, что надо бы темы-то повторить — он начинает юлить и толком ничего не делает. 

При фрагментарных знаниях цельной картины в голове нет!

Отсюда опасность №1! Фрагментарные знания создают иллюзию полной осведомленности. При этом человек не уделяет достаточно времени повторению пройденного материала. В результате — тест ЕГЭ он пишет не выше 60 баллов их ста. А потом все начинают удивляться: родители, учителя, репетиторы. Дескать как же так! Ведь пробники человек писал на высокие баллы!

Опасность №2 — когда фрагментарные знания застилают глаза, и человек осознает в конце концов, какой пласт информации требуется реально усвоить на том же уровне, на котором усвоены фрагментарные знания — возникает лень, апатия, потеря интереса к предмету, нервный срыв, психоз и прочее.

Опасность №3 фрагментарные знания трудно засечь и определить, что они есть. Это происходит еще и потому, что как правило учителя истории, преподаватели истории, ставят таким учащимся, студентам высокие оценки, потому что по уровню развития памяти, интеллекта такие ребята могут и вправду быть лучшими в группе, классе, аудитории. И бывает так, что педагог просто закрывает глаза на такое явление. Может быть для выпуска из школы с оценкой «Отлично» таких знаний и хватит. 

Но чтобы сдать ЕГЭ по истории — нет. Чтобы поступить в вуз и сдать ДВИ (Дополнительные внутренние испытания) — таких знаний тоже не хватит!


Опасность фрагментарных знаний по обществознанию

По обществознанию, кстати, фрагментарные знания более заметны. Если человек не усвоил социальную сферу, которая в изучении общества играет так-то важнейшую роль, то фрагментарные знания видны невооруженным глазом. Почему так? Потому что если ты не понимаешь, к примеру, что такое социальное взаимодействие, то ты не поймешь такие темы как социальный конфликт, межэтнические конфликты и межэтническое взаимодействие, ты полностью не разберешься в политике, поскольку политика — не что иное как социальное взаимодействие разных субъектов по поводу политической власти.

Если человек не понимает, что такое социальные нормы, социальный контроль и девиация, в конце концов он не разберется с правом. Потому что все нормы — социальные, в конечном счете.

Опасность №4. Фрагментарные знания возникают из-за некачественного, как правило беглого изучения материала. Именно поэтому я говорю, что заниматься подготовкой к ЕГЭ требуется как можно раньше. Идеально — за полтора года до реального ЕГЭ. В таком случае можно не только хорошо подготовиться, но и углубить свои знания для прохождения олимпиад, которые дают хороший бонус при поступлении в вуз на бюджет.

При фрагментарных знаниях совершенство невозможно

При фрагментарных знаниях совершенство невозможно

Опасность №5. Фрагментарные знания — абсолютно бесполезны. Как бы цинично это не звучало — они удовлетворяют только любопытство. В практической плоскости: сдача экзаменов, сдача ЕГЭ, сдача ДВИ — такие знания бесполезны, потому что они слишком глубоки и их нельзя привязать к выполнению какого-то конкретного задания. Единственная ситуация, где могут пригодиться фрагментарные знания — это чтение лекций в университете для иллюстрации теоретических выкладок. Ну да не всем же быть преподавателями вузов!

Эти моменты не в полной мере осознаются всеми субъектами образовательной деятельности: ни некоторыми коллегами, ни репетиторами, ни тем более родителями и самими учащимися.

Как бороться с фрагментарными знаниями?

Возникает такой закономерный вопрос, как же с ними бороться? Ответ будет неожиданный! С ними не надо бороться. Их надо преобразовать в системные знания. Системные знания:

  • Четко увязаны между собой. 
  • Они легко воспроизводятся учащимися.
  • Они прочны и долговечны.
  • Их легко связать примерами и трансформировать в компетенции.

Разумеется, Вам, я думаю, интересна методика такого преобразования. Как это сделать? Я считаю, что эта тема заслуживает живого вебинара-трансляции, на котором я мог бы поделиться своими наработками в этой теме. Стоимость участия 980 рублей. Клиентам моих видеокурсов (2016/2017 учебного года) — скидка 50 % (пишите в службу поддержки для получения скидочного купона). Участники курсов подготовки попадают на вебинар-трансляцию само собой бесплатно. 

Время проведения вебинара 8 апреля 2017 года в 13.00 по Москве. Запись вебинара будет,возможность задать вопросы — тоже.

 

Что будет на вебинаре:

  • Самые лучшие методики повторения и запоминания материала по истории.
  • Самые лучшие методики повторения и запоминания материала по обществознанию.
  • Объяснение, почему у большинства ребят знания именно фрагментарные, и как их у себя самостоятельно диагностировать?
  • Методика трансформирования фрагментарных знаний в системные.

Бонусы:

  • Участники вебинара получат доступ к диагностическому тесту и по истории и по обществу.
  • Участники вебинара получат доступ к одному итоговому тесту и по истории, и по обществу — с моим разбором, чтобы оценить свои знания.
  • Участники на этапе оплаты вебинара получат серьезную скидку на мои видеокурсы.

С уважением, Андрей Пучков



Политика конфеденциальности Пользовательское соглашение

Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)