Массовая культура: истоки, функции, примеры

2016-07-06
Автор: Андрей Пучков
Массовая культура: истоки, функции, примеры
Массовая культура: истоки, функции, примеры

Массовая культура (поп-культура) — это система массовых ценностей, в основе которых лежит: развлекательный характер произведений, узнаваемость, массовость (массовое потребление), простота смыслов, ориентация на эмоции, легкая доступность. Далее мы на примерах раскроем эти черты, виды и ее функции для общественных отношений.

Массовая культура: истоки, функции, примеры

Умение отличать разные формы культуры друг от друга — крайне важный навык при решении тестов по гуманитарным дисциплинам. Если вы этого не умеете — пиши пропало. В этой статье мы ответим на вопросы: в чем истоки появления, особенности массовой культуры, функции, рассмотрим примеры. Устраивайтесь поудобнее.

Алексей Николаевич Ильин предлагал рассматривать массовую культуру как совокупность субкультур, по причине того, что каждая субкультура не имеет общего с остальными, как написано в статье на тему «Массовая культура и субкультура: общее и особенное» в журнале «Социс» за 2010 год. Также Ильин утверждал, что многообразие субкультур указывает на гетерогенность культурного общества, его разносторонность.

Истоки возникновения

Массовая культура возникает в связи с появлением в начале XX века стандартизированного производства. А его появление напрямую связано с промышленным переворотом и индустриализацией в странах Западной Европы и США, с появлением индустриального общества. Такое цеховое производство сделало возможным штамповку однотипных вещей — убогих в художественном плане, но зато доступных обычному люду и даже беднякам. 

Так, автомобиль в первой четверти прошлого века благодаря заводам Генри Форда — стал примером массовой культуры. Речь идет о модели «Т». 

Массовая культура: истоки, функции, примеры

Также распространение ценностей и произведений массовой культуры было бы невозможным без появления грамотного населения. 

В 1870-1890 гг. в Великобритании, а затем и  в других европейских странах приняли закон об обязательной грамотности населения. Стали появляться дешевые популярные газеты и журналы, комиксы. Кинематограф — стал важным видом обывательского искусства. Далее появился граммофон, положивший начало попсовой музыке. Затем уже пошло телевидение, спутниковая связь, кассеты, компакт-диски, а на сегодняшний день и компьютер с сетью Интернет — является окном не только в культуру pop, но и в другие ее формы.

Далее,после Второй мировой войны, стали возникать субкультуры. В СССР появились стиляги, в странах Западной Европы и в США — хиппи, рокеры, байкеры, яппи…. Особенно на появление субкультур повлияли два события: Карибский кризис и сексуальная революция. После первого события молодежи стало ясно, что завтра у них может и не быть. Старые, традиционные ценности (семья, любовь, дом, карьера) стали неактуальными. Какой в них прок, если завтра может не быть? 

Сексуальная революция внесла свою лепту в борьбу за равенство полов и за срыв шаблонов. Новые музыкальные поп-группы активно демонстрировали новые ценности: фрилав, открытость, сексуальную полигамность. Собственно, стоит включить сегодня любой музыкальный канал и убедиться в правдивости этих слов.

Плохо это или хорошо — судить точно не мне. Массовая культура оказала колоссальное влияние на раскрепощение населения: люди стали более открыто говорить о войне, смерти, любви. Стало больше личной свободы: прожить жизнь с одной женщиной, одним мужчиной, ходить всю жизнь на одну и ту же работу, жить и умереть в одном и том же доме стало не интересно, тупо и больно. Как вы считаете: чего она привнесла больше  — плохого или хорошего? Чего конкретно? Пишите в комментах!

Основные признаки и функции

Основные признаки этой культуы в отличие от элитарной:

  1. Массовое потребление.
  2. Элементарные отношения между людьми, основанные на инстинктах, обычном общении.
  3. Наличие развлекательного характера, чувственности, эмоциональности.
  4. Натуральное изображение в художественных изображениях.
  5. Культ личности, индивидуальности и успеха.

Характеристика:

  1. Ориентация на эмоциональность коллектива.
  2. Легкодоступность; традиционность.
  3. Интерес.

Принято выделять три основных уровня:

  1. Кич – («низкая») культура . Характеристика: ущербная подача информации, наличие стереотипных идей, ориентация на скучную жизнь человека;
  2. Мид – культура ( включает черты традиционных ценностей и обыденных);
  3. Арт – культура (высокий уровень культуры, нацеленных на самообразование аудитории). Культура, в которой присутствуют художественные и эстетические ценности.

Направления и функции:

  1. Детство (производство различных товаров для детей, воспитание ребенка).
  2. Образовательная школа (приобщение к знаниям, формирование ценностных ориентаций).
  3. Средства массовой информации (формирование общественного мнения, манипуляция).
  4. Досуг от художественной литературы, представлений, спорта (все, что способствует отдыху).
  5. Оздоровительный досуг (курорты, туризмы, услуги и т.д.).
  6. Реклама, мода (формирование престижного образа).
  7. Игровая индустрия (развитие быстрой реакции).
  8. Словари, справочники, энциклопедии, библиотеки (популяризация знаний).

Примеры

Когда я на своих занятиях говорю про массовую культуру, про ее примеры, то обычно начинаю с музыки. Вот что из себя представляет современная поп-музыка? Если говорить о песнях, то в современных песнях три основных сценария.

Сценарий первый: ты меня не любишь, я люблю — драма.

Сценарий второй: ты меня любишь, я тебя нет — вторая драма.

Сценарий третий: а у нас все пучком 🙂

А клубная музыка? Вот ди-джей елозит пластинкой по игле — вот это музыка и называется! Сплошная примитивщина. Есть, конечно хорошая музыка, но ее крайне мало. 

Если говорить о кино,  то как верно заметил один мой друг: если бы в фильме вместо героев бегали бы красные и синие человечки — был бы тот же самый смысл! Современное голливудское апеллирует к эмоциям и инстинктам аудитории: боевики — к насилию, драмы — к инстинкту размножения и чувству собственничества, юмор, в комедиях юмор — ниже пояса, а любые ужасы апеллируют к инстинкту выживания. Именно такая кинопродукция очень хорошо продается. Но это ж сплошная биология! Вот именно.

Ну, ребят, если кино сейчас снимают по комиксам и делают ремейки на ремейки — о чем это говорит? Кризис идей? Да бред! Что у нас мало классики для экранизации?! Да нет же. Просто, что продается, про то и снимают. Так что думаю, что с примерами массовой культуры проблем возникнуть не должно.

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)